А. Р. Лурия и психология XXI века

Доклады второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия

Под редакцией Т. В. Ахутиной и Ж. М. Глозман. Москва: “Смысл” , 2003. – 365 с.

ISBN 5-89357-147-9

Сборник содержит наиболее важные доклады, прочитанные на Второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия, которая состоялась на факульте психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова 24 – 27 сентября 2002 года. Сборник раскрывает значение и развитие научного наследия А.Р. Лурия для различных областей психологической науки: культурно-исторической психологии, обшей и клинической нейропсихологии, возрастной нейро- и патопсихологии, психофизиологии и психогенетики. Книга предназначена для психологов, педагогов, дефектологов, невропа­тологов, психиатров, физиологов, психолингвистов и других специалистов в смежных областях знаний.

Содержание

Вместо предисловия

Е. Д. Хомская. А. Р. Лурия и современная психология

I. Луриевский культурно-исторический подход в психологии
М. Коул. А.Р. Лурия и культурно-историческая психология

Б. С. Братусь. Александр Романович Лурия как мастер науки

М.С Веджетти. Сознание и самосознание: вклад Александра Романовича в современную когнитивную и общую психологию

Ж. М. Глозман. Память о человеке и ученом: 25 лет без А. Р. Лурия

К. Субботский. Влияют ли культурные факторы на формирование принципов причинности? Верификация модели Лурия в иной области

Э. Андреевски, Ш. Губерман. Междисциплинарные исследования в свете Луриевского подхода

Д. А. Роббинс. Будущее вклада А. Р. Лурия в американскую прикладную социокультурную ленгвистику

Н.Ш. Александрова. Раннее детское двуязычие – стремление к одноязычию?

II. Общая и клиническая нейропсихология

Д. Т. Стасс. А. Р. Лурия, внимание, индивидуальные различия и локализация функций в лобных долях

Е. Д. Хомская. Нейропсихологический подход к изучению типологии нормы (современное состояние и перспективы)

А. П. Шимамура, Е. В. Печенкова. Лобные доли и регуляция познавательной активности

Ю.В. Зуева, Н.К. Корсакова, Л.A. Калашникова. Роль мозжечка в когнитивных функциях

Л.И. Московичюте, А.С. Зограбян. Нейродинамические параметры функциональной организации полушарий мозга

Т.В. Мельникова. Высшие психические функции при лакунарных инсультах зрительного бугра
С.Б. Буклина. Воспроизведение знаний, полученных до болезни, и глубинные структуры головного мозга

О.С. Левин, Ж.М. Глозман, Н.Ю. Лычева. Внутренняя картина болезни и качество жизни больных с болезнью паркинсона

Е.В. Ениколопова, С.Б. Нанян, Е.В. Садальская, Т.Г. Алексеева, А.Н. Бойко, С.Н. Ениколопов. Оценка состояния когнитивных функций и эмоционально-мотивационной сферы у больных рассеянным склерозом

Л. Богданова, Л.И. Московичюте. Церебральная организация счета по А.Р. Лурия: от клинической модели к нейровизуализации

Л.С. Цветкова К вопросу о внутренней картине афазии

О.А. Кроткова. Перестройка межполушарных отношений как один из механизмов реализации компенсаторных резервов мозга

М.Г. Храковская. Нетрадиционный подход к восстановлению речевой системы у больных с семантической афазией

К.М. Шипкова, Е.Г. Гришина, В.М. Шкловский. Роль межполушарного взаимодействия в динамике нейропсихологического синдрома

К. К. Карменян, В,А. Лошаков, М.М. Сафаралиев, А.Ю. Лубнин, Г.А. Щекутьев. Интраоперационное нейропсихологическое картирование речевых функций при хирургическом лечении опухолей супратенториальной локализации

III. Возрастная нейро- и патопсихология

К. Амано. Чествуя память профессора А. Р. Лурия

Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций

Т.В. Черниговская. Дети со специфическими языковыми расстройствами в свете современных дискуссий в лингвистике и психологии

Ю.В. Микадзе. Межсистемные и внутрисистемные перестройки слухоречевой памяти в младшем школьном возрасте

В.М. Поляков. Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций

Н.Н. Полонская. Нейропсихологические особенности детей с разной успешностью обучения

Т.А. Фотекова. Общее и специфическое в речи детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития

Х. Комацу. Структурный анализ конструктивной деятельности детей с умственной отсталостью: нейропсихологический подход

О. А. Величенкова. Нейропсихологический анализ специфических нарушений письма у детей

М. Е. Богоявленская, Т Г. Горячева. Нейропсихологические особенности одаренных детей, имеющих нарушения в социальной адаптации

Н. Г. Манелис, И.С. Горина. Анализ рисунков аутичных детей

Е.Г. Каримулина, Н.В. Зверева. Перцептивная асимметрия у нормальных и “проблемных” детей

Н.К. Корсакова. Психическое старение в норме и патологии (синдромный подход)

Е.Ю. Балашова, Н.Р. Старкова, Н.П. Щербакова. Опосредование психической деятельности при аффективных расстройствах в позднем возрасте

И.Ф. Рощина, Г.А. Жариков, Н.М. Михайлова, И.В. Колыхалов, Я.Б. Калын, Н.Д. Селезнева. Нейропсихологический подход к доклинической диагностике деменции альцгеймеровского типа

IV. Проблемы психофизиологии и психогенетики

Е.Н. Соколов. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память

Ч.А. Измайлов, Е.Н. Соколов, С.Г. Коршунова, Е.А. Фурсова. Вызванный потенциал как мера семантических цветовых различий у человека.