Яндекс.Метрика

Нейропсихологический подход к изучению типологии нормы (современное состояние и перспективы)

Е. Д. Хомская

Москва, Россия

Проблема типологии нормы (здоровых лиц) с позиций нейропсихо­логии начала разрабатываться лишь с конца 80-х годов прошлого века. Это новое послелуриевское направление, несмотря на небольшие сроки своего существования, сейчас достаточно интенсивно развивается. Уже получено большое количество фактов, и их накопление продолжается. На данном этапе развития дисциплины, по-видимому, целесообразно осмыслить ту ситуацию, которая складывается в этой области нейропсихологии, оценить теоретические основы, на которых она базируется, экспериментальные доказательства и дальнейшие перспективы исследования.

Сначала – о названии направления. В настоящее время используются три названия: “нейропсихология индивидуальных различий”, “дифференциальная нейропсихология” и “нейропсихология нормы”. Самым общим, по-видимому, является название “нейропсихология нормы”. Два других не говорят о том, у кого именно изучаются индивидуальные (или дифференциальные) различия.

Их можно изучать (и они уже изучаются) также и в рамках клинической нейропсихологии. По-видимому, для ясности надо унифицировать название “нейропсихология нормы”.

Важно уточнить объект исследования. Сейчас стало ясно, что это нап­равление изучает весь “разброс” нормы (т.е. среднюю, низкую и высокую норму), т.к. просто “нормы” не существует. Это важное уточнение, поскольку в круг интересов этого направления вошли (помимо среднестатистической нормы) и лица с различными дисфункциями (не переходящими, однако, за определенные пределы), и одаренные испытуемые.

Предметом исследования данного направления является разработка проблемы типологии нормы (мужской, женской) с позиций нейропсихологии в зависимости от возраста. Соответственно в нем выделились три самостоятельных раздела, а именно:

– изучение типологии взрослой нормы (среднего возраста),

– изучение типологии детской нормы (дошкольной, школьной и пр.),

– изучение типологии пожилой нормы (разного возраста).

Каждый из этих разделов обладает своей спецификой. В настоящее время происходит накопление фактическою материала по каждому направлению (особенно интенсивно – по “детской” и “взрослой” норме).

Теоретические основы направления. Как известно, наука развивается согласно определенной логике, которую можно уподобить спирали. Накоплению фактов предшествует формирование определенных гипотез (1 этап), затем происходит экспериментальная проверка этих гипотез (2 этап) и их уточнение или выдвижение новых, после чего последующая экспериментальная работа (3 этап). Подобная смена теоретических моделей и их экспериментальной проверки продолжается до создания целостной логически непротиворечивой системы знаний (теории). И хотя этот процесс бесконечен, тем не менее можно судить об определенной стадии форми­рования дисциплины по состоянию ее теоретического аппарата.

На какой стадии формирования находится сейчас нейропсихология нормы? Каковы теоретические гипотезы, инициирующие ее развитие? Конкретные идеи (гипотезы), лежащие в основе нейропсихологии нормы, следующие:

Во-первых, это – общая идея о возможности применения Луриевского подхода, Луриевской идеологии к изучению мозговых механизмов психики здоровых людей. Эта возможность совсем не очевидна. Как известно, Луриевская идеология создавалась на патологическом материале (на больных с локальными поражениями мозга) и предназначалась для объяснения об­щих принципов соотношения мозга и психики, т.е. для создания некоторой общей схемы (матрицы), объясняющей работу мозга как субстрата психических процессов у человека вообще, человека как homo sapiens (независимо от пола, образования, национальности и – в известных пределах – от воз­раста). Выло неясно, может ли Луриевский подход уловить индивидуальные различия психики? Именно в этом и состоит новизна идеи. В классической Луриевской нейропсихологии понятие “норма” выступает как некое единое целое, как точка отсчета, общий критерий, с которым сравнивается патология. Предстояло выяснить, можно ли на основе Луриевского подхода создать индивидуальные схемы (матрицы), объясняющие индивидуальные различия в психике здоровых людей.

Во-вторых, теоретической основой нейропсихологии нормы было предположение, что межполушарные отношения (профиль латеральной организации мозга или тип ПЛО) может рассматриваться как нейропсихологическая (мозговая) основа типологии нормы. Данная гипотеза исходит из того, что закономерности межполушарных отношений отражают самые общие законы работы мозга как парного органа, как некоторой суперсистемы. Соответственно, варианты межполушарной организации мозга должны отражать варианты реализации различных психических функций.

В-третьих, в теоретический аппарат современной нейропсихологии нормы входит идея о том, что различия в мозговой организации внутриполушарных регионарных структур (лобных, височных, теменных и др.) также лежат в основе индивидуальных различий психики, что прямо вытекает из Луриевской идеологии.

Данные идеи стали теоретической основой исследований в области нейропсихологии нормы, причем справедливость второй (о межполушарных отношениях) проверялась преимущественно на взрослой норме, а третья (о региональных различиях) – на детской. Все работы этого направления проводились в рамках Луриевской концепции о соотношении мозга и психики.

Экспериментальная проверка показала, что все три гипотезы справедливы. Луриевский подход в качестве теоретического инструмента оказался принципиально адекватным для изучения не только общих принципов мозговой организации психики, но и индивидуальных особенностей психических процессов и состояний.

___________________________________________________________________________________

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 00-06-00226а

целевой стимул – предыдущая | следующая – нейропсихология нормы

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание