canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Психология старости. Изучение психологии старости

Психическое старение в норме и патологии (синдромный подход)

Н. К. Корсакова

Москва, Россия

По сравнению с предыдущим десятилетием в настоящее время наблю­дается некоторый спад количества публикаций по нейропсихологии старения. С большой вероятностью это объясняется следующими причинами. Во-первых, тщательное изучение отклонений в нейрокогнитивной сфере, включая различные параметры памяти, речи, восприятия и др. не привело к пониманию механизмов психического старения, картина которого оказалась весьма пестрой и мозаичной (Нидерехе, Каски, 1998). Во-вторых, в рамках доминирующего в большинстве исследований подхода к изолированному изучению отдельных психических функций не удалось преодолеть взгляд на старение как на период жизни, характеризующийся исключительно ограни­чениями, утратами и потерями. В-третьих, оказался непродуктивным поиск двух-трех методик, позволяющих дифференцировать норму и патологию, особенно на ранних стадиях развития процессов, ведущих к слабоумию. Даже, казалось бы, многообещающие попытки создания для пожилых людей когнитивных тренингов (своеобразный “массаж мозга” по выражению в одном из СМИ) не привели к оптимизму во взглядах на перспективность развития нейрогеронтопсихологии.

Всего этого можно было бы избежать при использовании методологии исследований, представленной концепцией А.Р. Лурия о системной и динами­ческой локализации ВПФ и синдромного подхода к анализу нарушений ВПФ.

Применение морфо-функциональной модели о трех блоках мозга в сочетании с комплексным синдромным анализом основных составляющих познавательной деятельности позволило даже в небольшом круге исследова­ний, проводимых в рамках Луриевского подхода, описать мозговые механизмы когнитивных изменений, сформировать представления о вариантах нормаль­ного старения, определить нейропсихологические критерии деменций позднего возраста (ДПВ) и дать характеристику синдромов когнитивных расстройств, характерных для различных форм ДПВ и стадий их развития в качественном и количественном аспектах (Загянская и др., 1997; Корсакова, 1996; Корсакова и др., 1992; Рощина, Жариков, 2002).

Одной из важных составляющих в синдромном подходе является анализ когнитивной сферы не только в негативном, но и в позитивном смысле. Не менее важно применение принципа развития или динамической локализа­ции ВПФ к постановке исследовательских задач в понимании мозговых механизмов возрастных перестроек в познавательной деятельности, позво­ляющих человеку, несмотря на нейрокогнитивные ограничения, эффективно взаимодействовать с окружающим миром и с самим собой.

Разработка этих аспектов синдромного анализа имеет значение для даль­нейшего расширения представлений о познавательных процессах в позднем возрасте и, что не менее важно, для более содержательного понимания механизмов симптомообразования при различных формах деменций. Кроме того, соединение в нейропсихологическом подходе негативной и позитивной диагностики позволяет с большей определенностью говорить о перспективах оказания психологической помощи психически здоровым стареющим людям, а также больным и их семьям.

В качестве одного из серьезных дополнений к обоснованию анализа именно позитивных составляющих в структуре и динамике ВПФ на различных этапах старения является адаптационно-регуляторная концепция старения, (Фролькис, 1970). Разработанная в рамках исследований по биологии старения, данная концепция вполне применима и к психической деятельности человека. Старение рассматривается как закономерный и процессуальный этап развития индивида, подобный детству, юности и зрелости. Вместе с тем, характерным дня этого периода жизни является ограничение адаптивных возможностей на различных уровнях обеспечения жизнедеятельности и поддержания гомеостаза. Автором концепции убедительно показано, что наряду с явлениями угасания и даже подавления функций на различных уровнях возникают и становятся актуальными важные приспособительные механизмы.

Можно предположить, что и в психической деятельности при снижении уровня надежности когнитивных процессов и ослаблении отдельных их составляющих следует говорить о мобилизации других, что, в свою очередь, предполагает установление новых межфункциональных взаимодействий и в структурах психики, и в работе мозга (Корсакова, Балашова, 1995; Прахт, Корсакова, Рощина, 2001). Совершенно очевидно при этом, что указанные перестройки должны происходить в течение достаточно длительного периода и но аналогии с ранними этапами онтогенеза – характеризуются гетерохромностью (разное время возникновения ограничений), гетеротопностью (“локализация” изменений в различных структурных составляющих психичес­ких процессов и в обеспечивающих их зонах мозга) и гетеродинамичностыо (различный темп формирования перестроек в отдельных составляющих когнитивной сферы) (Шахматов, 1997).

проблемные дети– предыдущая | следующая – старение

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

Яндекс.Метрика