Психическое старение в норме и патологии (синдромный подход)

Н. К. Корсакова

Москва, Россия

По сравнению с предыдущим десятилетием в настоящее время наблю­дается некоторый спад количества публикаций по нейропсихологии старения. С большой вероятностью это объясняется следующими причинами. Во-первых, тщательное изучение отклонений в нейрокогнитивной сфере, включая различные параметры памяти, речи, восприятия и др. не привело к пониманию механизмов психического старения, картина которого оказалась весьма пестрой и мозаичной (Нидерехе, Каски, 1998). Во-вторых, в рамках доминирующего в большинстве исследований подхода к изолированному изучению отдельных психических функций не удалось преодолеть взгляд на старение как на период жизни, характеризующийся исключительно ограни­чениями, утратами и потерями. В-третьих, оказался непродуктивным поиск двух-трех методик, позволяющих дифференцировать норму и патологию, особенно на ранних стадиях развития процессов, ведущих к слабоумию. Даже, казалось бы, многообещающие попытки создания для пожилых людей когнитивных тренингов (своеобразный “массаж мозга” по выражению в одном из СМИ) не привели к оптимизму во взглядах на перспективность развития нейрогеронтопсихологии.

Всего этого можно было бы избежать при использовании методологии исследований, представленной концепцией А.Р. Лурия о системной и динами­ческой локализации ВПФ и синдромного подхода к анализу нарушений ВПФ.

Применение морфо-функциональной модели о трех блоках мозга в сочетании с комплексным синдромным анализом основных составляющих познавательной деятельности позволило даже в небольшом круге исследова­ний, проводимых в рамках Луриевского подхода, описать мозговые механизмы когнитивных изменений, сформировать представления о вариантах нормаль­ного старения, определить нейропсихологические критерии деменций позднего возраста (ДПВ) и дать характеристику синдромов когнитивных расстройств, характерных для различных форм ДПВ и стадий их развития в качественном и количественном аспектах (Загянская и др., 1997; Корсакова, 1996; Корсакова и др., 1992; Рощина, Жариков, 2002).

Одной из важных составляющих в синдромном подходе является анализ когнитивной сферы не только в негативном, но и в позитивном смысле. Не менее важно применение принципа развития или динамической локализа­ции ВПФ к постановке исследовательских задач в понимании мозговых механизмов возрастных перестроек в познавательной деятельности, позво­ляющих человеку, несмотря на нейрокогнитивные ограничения, эффективно взаимодействовать с окружающим миром и с самим собой.

Разработка этих аспектов синдромного анализа имеет значение для даль­нейшего расширения представлений о познавательных процессах в позднем возрасте и, что не менее важно, для более содержательного понимания механизмов симптомообразования при различных формах деменций. Кроме того, соединение в нейропсихологическом подходе негативной и позитивной диагностики позволяет с большей определенностью говорить о перспективах оказания психологической помощи психически здоровым стареющим людям, а также больным и их семьям.

В качестве одного из серьезных дополнений к обоснованию анализа именно позитивных составляющих в структуре и динамике ВПФ на различных этапах старения является адаптационно-регуляторная концепция старения, (Фролькис, 1970). Разработанная в рамках исследований по биологии старения, данная концепция вполне применима и к психической деятельности человека. Старение рассматривается как закономерный и процессуальный этап развития индивида, подобный детству, юности и зрелости. Вместе с тем, характерным дня этого периода жизни является ограничение адаптивных возможностей на различных уровнях обеспечения жизнедеятельности и поддержания гомеостаза. Автором концепции убедительно показано, что наряду с явлениями угасания и даже подавления функций на различных уровнях возникают и становятся актуальными важные приспособительные механизмы.

Можно предположить, что и в психической деятельности при снижении уровня надежности когнитивных процессов и ослаблении отдельных их составляющих следует говорить о мобилизации других, что, в свою очередь, предполагает установление новых межфункциональных взаимодействий и в структурах психики, и в работе мозга (Корсакова, Балашова, 1995; Прахт, Корсакова, Рощина, 2001). Совершенно очевидно при этом, что указанные перестройки должны происходить в течение достаточно длительного периода и но аналогии с ранними этапами онтогенеза – характеризуются гетерохромностью (разное время возникновения ограничений), гетеротопностью (“локализация” изменений в различных структурных составляющих психичес­ких процессов и в обеспечивающих их зонах мозга) и гетеродинамичностыо (различный темп формирования перестроек в отдельных составляющих когнитивной сферы) (Шахматов, 1997).

проблемные дети– предыдущая | следующая – старение

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание