canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Проблемные дети. Нейропсихологические особенности проблемных детей

Перцептивная асимметрия у нормальных и “проблемных” детей (проблемные дети)(перцептивная асимметрия)

Во вторую часть исследования были включены 2 группы детей – дети массовой школы и дети коррекционных классов. Степень выраженности асимметрии в мануальной, слуховой, зрительной и тактильной системах сопоставлялась со степенью успешности обучения. Оценивалось соотношение успешности в учебе и ПЛО работы мозга. Деление на подгруппы производилось на основании школьной успеваемости: дети массовой школы были разделены на 3 группы по успешности обучения: 1 – высокая обучаемость, 2 – хорошая обучаемость, 3 – есть отдельные проблемы в обучении («троечники»), а 4 группу составили дети коррекционных классов. Группы были разделены на основании педагогических характеристик и результатов успеваемости по четвертям. Рассмотрим полученные данные в рамках разных видов и систем функциональной асимметрии.

По мануальным пробам распределение детей во всех 4 группах по типу успеваемости было примерно сходным – отсутствовали значимые различия в распределении по степени рукости от сильных правшей до сильных левшей. В группе отличников не было крайних форм левшества, тогда как в группе 4 они имелись. В целом, сильных правшей в группах хорошо успевающих детей было больше. В литературе имеются указания на преобладание амбидекстрии в группах детей с трудностями в обучении (Самойлина, 2002), однако, по нашим данным, такого преобладания не наблюдалось. Сопоставление вариантов доминирования рук с успешностью в обучении выявляет лишь незначительное накопление левых признаков в мануальной системе у детей с трудностями в обучении, но по отдельным пробам эти различия более существенны (к ним относятся пробы, не имеющие выраженного социального детерминирования. – это Луриевские пробы на праксис позы).

По материалам сопоставления успешности обучения и латеральной асимметрии в зрительной системе были получены иные результаты: дети с ведущим левым глазом встречались преимущественно в коррекционных класса (45%), тогда как в традиционных классах – меньше, по группам обучаемости в 1 – 22%, во 2 – 28%, в 3 – 23 %. Дети с ведущим правым глазом встречались преимущественно в классах с традиционным обучением, и менее всего их было в коррекционных классах: 1 – 65:%; 2 – 58%; 3 – 44%; 4 – 41%, а у мальчиков этой группы – всего 38%.

По материалам исследования слуховой асимметрии наши результаты оказались близки тем, что получены в мануальной части, но для полноценного представления в слуховой модальности необходимо использование более широкого спектра проб, включая дихотическое прослушивание.

Оценка выбора руки при ощупывании предметов (тактильная асимметрия) также показала отличия в сравниваемых группах детей Группы успеваемости имели детей с предпочтением правой руки: 1 -57%; 2 – 60%; 3 – 69%; 4 – всего 42%. Наоборот, предпочтение левой руки в этой группе составило 49%, тогда как в 1 – 21, во 2 – 17, в 3 – 15%.

Обобщая полученные данные по всем модальностям, мы оценивали тип ПЛO функций и его связь с успешностью обучения. В группе успешно обучающихся детей преобладают дети – чистые (сильные) правши, в этой же группе – высокий процент детей-амбидекстров, с правосторонними перцептивными признаками, несколько меньше детей-амбидекстров с левостронними перцептивными признаками. Леворуких и левшей в данной группе не оказалось. В группе 2 – преобладают дети с симметрией в моторной системе и правостронними перцептивными признаками. В 3 группе – на первом месте праворукие с левосторонними перцептивными признаками, и амбидекстры также с левосторонними перцептивными признаками. В целом эта группа более вариативна по типам профиля функциональной асимметрии. В 4 группе преобладают амбидекстры прежде всего с левосторонними перцептивными признаками, за ними следуют амбидекстры с правосторонними перцептивными признаками, на третьем месте – праворукие с левосторонними перцептивными признаками.

Таким образом, можно говорить о различии распределения по типам ПЛО работы мозга в группах с разными учебными достижениями. Особое внимание следует обратить на накопление левосторонних перцептивных признаков по мере ухудшения обучаемости ребенка, важно не суммарное накопление левых признаков, а несоответствие доминантности в разных модальностях, например, условно «плохим» можно считать сочетание левого ведущего глаза и правой руки. О значимости показателей нейропсихологического обследования здоровой детской популяции пишут многие авторы (Ахутина, 1998, Микадзе, 1998), мы вправе полагать, что и наши данные относительно связи ПЛО и успешности обучения у детей младшего школьного возраста вносят свою лепту в нейропсихологию детского возраста.

В заключение необходимо отметить, что работа по оценке функциональной асимметрии «проблемных» детей требует продолжения, в первую очередь, с точки зрения разделения группы Б на четкие клинические подгруппы. Необходимо привлечение более широкого набора проб в зрительной и слуховой модальностях, в том числе дихотического прослушивания. Все это позволит уточнить вклад типов ПЛО в формировании особенностей дизонтогенеза при отклоняющемся развитии.

перцептивная асимметрия – предыдущая | следующая – психология старости

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

Яндекс.Метрика