canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Перцептивная асимметрия. Взаимосвязь дизонтогенеза и функциональной асимментрии

Перцептивная асимметрия у нормальных и “проблемных” детей (перцептивная асимметрия)

Е.Г. Каримулина, Н.В. Зверева

Москва, Россия

В последние годы тема функциональной асимметрии достаточно активно изучалась в рамках традиционной нейропсихологии и нейропсихологии индивидуальных различий (Доброхотова, Брагина, 1994; Хомская и др., 1997). Наиболее интенсивно проблема изучалась в детской нейропсихологии. Часть этих исследований касалась характеристики профилей латеральной организации (ПЛО) работы мозга в разных детских популяциях (Микадзе, Корсакова, 1994; Г’рошев, 1997; Максименко,1997; Цветкова, 1998; Давыдова, 2002); другие исследования были посвящены возрастной специфике становления функциональной асимметрии, или более прицельно – характеристике нейропсихологического статуса детей-левшей (Семенович, 1998). Третья группа исследований касалась патологии, причем преимущественно неврологической или связанной с локальной патологией головного мозга в детском возрасте (Симерницкая, 1979; Семенович, 1991; Осипенко, 1996). Часто встречаются работы, оценивающие ПЛО у школьников с трудностями в обучении, или, наоборот, преуспевающими (Микадзе, Корсакова, 1994; Цветкова, 1998; Давыдова, 2002; и др.).

В нейропсихологии достаточно работ, посвященных проблеме функциональной асимметрии у больных психозами, в том числе эндогенными (Доброхотова, Брагина, 1994; Давыдов, Михайлова, 1997; Прахт, 2001; Friedman et al., 2001), однако в отношении детей подобных работ сравнительно немного (Гришина, 1997). В нашей работе использован метод возрастных срезов для выборки здоровой детской популяции и выборки «проблемных» детей. За последние годы термин «проблемные» дети достаточно прочно вошел в практику психологических исследований. Как правило, речь идет о детях, имеющих отклонения в развитии по типу задержки, либо дезадаптированных по каким-то причинам (стресс, семейная ситуация, депривация, заболевание, в том числе душевное).

Функциональная асимметрия, частью которой является перцептивная асимметрия, имеет наследственную природу и прижизненные особенности формирования в связи с различными врожденными и средовыми факторами. (Равич-Щербо и др., 2000). Перспективно выявление особенностей функциональных асимметрий в проблематике становления индивидуальных различий и для сопоставления разных групп детей с целью понимания особенностей дизонтогенеза. Эта проблема и стояла в центре внимания, так как изучались обычные дети, практическая норма и проблемные дети.

Исследование проводилось в 1996-2001 годах на базе детской клиники НЦПЗ РАМН, в УВК 1811 «Измайлово», а также в некоторых других московских школах и детских садах. Нас интересовало влияние факторов возраста, пола и состояния здоровья на характер перцептивной асимметрии, а также связь НЛО с успешностью обучения. Работа состояла из двух частей. В первой части целью было изучение перцептивной асимметрии у проблемных детей в связи с факторами возраста и пола (более подробно см. Зверева, Каримулина, Судаков, 2003, в печати), во второй – изучение соотношения особенностей перцептивной (в том числе, мануальной и тактильной) асимметрии и успешности обучения. Данные об исследованных детях представлены в таблице 1.

В первой части нашего исследования рассматривалась перцептивная асимметрия зрительного и слухового восприятия. Оценивалось предпочтение глаза (Г) и уха (У), без привлечения традиционных моторных функций. Изучалась асимметрия в зрительной (3 пробы) и слуховой модальности (2 пробы) по самоотчету и моделируюшим действиям, аналогичным соответствующим пробам опросника Аннет (Зверева, Судаков, 2001). Исследовались 3 возрастные категории детей: (6-8 лет, 9-11лет, от 12 лет): группа больных детей, которые в связи с отклонениями в психическом развитии наблюдались в стационаре (группа Б – 136 мальчиков и 55 девочек), а также группа детей, обучающихся в коррекционных классах школы (группа К -74 мальчика и 41 девочка). Эти группы сопоставлялись по показателям перцептивной асимметрии со здоровыми сверстниками, описанными как «практическая норма» (группа 3 -235 мальчиков и 210 девочек).

Группа Б в клинико-диагностическом отношении не была однородна: шизофрения, шизотипическое расстройство, резидуально-органические состояния, аффективная патология (преимущественно депрессии). Группа К характеризовалась промежуточным положением по параметру обучаемости между «здоровыми детьми» и «детьми с отклонениями в психическом развитии», встречались и нарушения в специфических видах деятельности – таких как зрительный гнозис, пространственные представления, отдельные виды памяти, фонематический слух и т.д.; часть этих детей имела диагноз «задержка психического развития» (ЗПР). Данные представлены в таблице 2 (представлены только правые и левые предпочтения, равносторонность не учитывалась).

Картина среза перцептивной асимметрии в слуховой модальности в группе Б существенно отлична от группы З. Перцептивная асимметрия в зрительной модальности отличает группу З и группу К, данные по слуховой модальности не выявляют значимых различий. Все эти различия статистически значимы в указанных группах как для мальчиков, так и для девочек. Можно полагать, что неоднородность картины перцептивных асимметрий отражает характер патологии (с большим удельным весом эндогенного или экзогенного, средового факторов), а также имеет связь с особенностями морфогенеза мозга, что является существенным для оценки характера дизонтогенеза.

рисование в темноте – предыдущая | следующая – проблемные дети

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

Яндекс.Метрика