Яндекс.Метрика

Нейропсихологические особенности одаренных детей, имеющих нарушения в социальной адаптации(одаренные дети)

М. Е. Богоявленская, Т Г. Горячева

Москва, Россия

В “Рабочей концепции одаренности” (1998) отмечается, что дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное развитие по интеллектуальным параметрам, часто отличаются специфическими проблемами адаптации к коллективу сверстников, эмоциональной лабильностью, личностным инфантилизмом. Отмечается, что особо одаренные дети, из-за их истощаемости, трудно переносят любую деятельность, требующую достаточно длительных физических или умственных усилий. Таким образом, для этих детей характерны проблемы волевых навыков или шире – саморегуляции. Они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, т.е. составляющей суть их одаренности (там же, стр. 47). Такие дети, двигаясь “семимильными” шагами, легко усваивают учебный материал в какой-то определенной области знаний, резко отставая по другим параметрам от возрастной нормы. Поэтому нередко педагоги считают их отстающими в общем психическом развитии. Довольно часто эти проявления объясняются социальной депривацией, педагогической запущенностью или клиническими проявлениями неврологической симптоматики. Одаренность таких детей или игнорируется педагогами (тогда эти дети пополняют контингент классов коррекции), или встает вопрос об индивидуальном обучении (домашнее обучение, экстернат, “перепрыгивание” через классы).

Задачей нашего исследования было показать, что вышеперечисленные особенности являются следствием нарушений функциональной организации психических процессов, а не имманентной характеристикой одаренности.

Специфичные для таких детей нарушения функциональной организации могут быть связаны с дизонтогенетическим процессом. Это может быть как запаздывание, отсутствие или инверсия в прохождении определенных генетических программ, так и отсутствие или неадекватное прохождение возрастных этапов. Несформированность уровней психической регуляции, несбалансированность различных функциональных систем особенно бурно проявляются в возрасте 7-10 лет, в период, особенно чувствительный как к перегрузкам, усугубляющим задержку развития отдельных функций, так и к коррекционному воздействию. Поэтому наиболее острой, на наш взгляд, является проблема определения вклада проявлений дизонтогенеза в развитие способностей ребенка, что необходимо в целях построения адекватной коррекционно-развивающей программы.

В этих целях нами были обследованы две группы детей, имеющих сходные нарушения в адаптации и обучении. Первая – экспериментальная группа включала детей, еще в дошкольном возрасте проявивших яркие признаки одаренности. Во вторую, контрольную, группу вошли учащиеся 1-5 классов московских школ, имеющие средний или выше среднего уровень интеллектуального развития. Нейропсихологическое исследование показало, что данные дети имеют дисфункции всех трех блоков мозга. Нарушения I и III блоков мозга (по А.Р. Лурия) у данных детей имеет сходную симптоматику в обеих группах, а нарушения II блока – индивидуальны для каждого ребенка. К нарушениям II блока относится то, что большинство обследованных детей имели речевые проблемы: фонетико-фонематические нарушения, параграмматизмы, недостаточность построения и понимания логико-грамматических конструкций. Последняя часто не позволяет детям четко сформулировать устный ответ и план решения задач, что снижает качество обучения. Кроме того, недостаточность пространственного гнозиса у детей со склонностью к математике не позволяет полностью раскрыть данную способность. Они отличаются хорошим, почти калькуляторным счетом, легко овладевают абстрактными алгебраическими формулами (что вызывает восхищение взрослых), но в то же время имеют проблемы с текстовыми задачами, содержащими пространственные отношения. (В дальнейшем у них возможны трудности с овладением физикой и химией).

Особое внимание надо уделить проблемам памяти. Как правило, объем памяти (особенно у детей с опережающим интеллектуальным развитием) превышает возрастные нормативы. Ребенок может запоминать достаточно большой материал наизусть. Однако нарушена избирательность воспроизведения. Ребенку, прежде чем использовать необходимую информацию, необходимо воспроизвести целиком заученный материал. Память также подвержена сильному влиянию гомогенной интерференции. Часто имело место явление реминисценции. Дисфункции I и III блоков, в первую очередь, проявились в истощаемости и недостаточности произвольной регуляции поведения, а также в несформированности двигательной сферы.

недостаточность внимания– предыдущая | следующая – психологическая коррекция детей

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание