тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Нейропсихологические особенности одаренных детей, имеющих нарушения в социальной адаптации(психологическая коррекция детей)

Недостаточность произвольной регуляции поведения особенно заметна в снижении произвольного внимания. Ребенок может делать только то, что ему нравится и до тех пор, пока это у него получается. Как только ребенок сталкивается с трудностями, он отказывается от занятий. У многих обследованных нами детей отмечается повышенная эмоциональность, эмоциональная неустойчивость, часто обидчивость. Трудности в межличностных отношениях, которые часто встречаются у одаренных детей, на наш взгляд, являются следствием вышеописанных нарушений. В целях коррекции обнаруженных отклонений нами предлагается использование комплексной методики сенсомоторной коррекции, разработанной Горячевой Т.Г. и Султановой А.С. (1999), которая является адаптированной модификацией методики “Замещающего онтогенеза” А.В. Семенович (2002). Методика включает в себя комплекс упражнений, направленных на проработку не пройденных или неадекватно пройденных этапов развития, и имеет своей целью восстановление нормального онтогенеза.

При подборе и использовании разнообразных приемов должны соблюдаться следующие общие принципы психокоррекции:
1. Нельзя оперировать таким понятием как обобщенная норма, необходима реализация индивидуального подхода, необходимо создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого ребенка и достижение определенных индивидуальных результатов.
2. Психокоррекционные приемы должны использовать естественные движущие силы психического и личностного развития с опорой на сохранные (развитые) функции. При использовании любого психокоррекционного приема необходимо создавать условия для адекватной, значимой для участника коррекции деятельности.
3. Специфичность коррекционного контакта предполагает как можно более полное “принятие” индивидуального облика и личности ребенка при взаимодействии с ним. Особое внимание надо уделить отношениям между ребенком, родителями и психологом.
4. При проведении психокоррекционной работы важно учитывать динамику процесса, которая обнаруживает закономерности, не зависящие ни от организации приемов воздействия, ни от особенностей личности психолога. Эти закономерности наблюдаются при применении различных методов разными специалистами. В динамике психокоррекционного процесса могут отмечаться не только прогрессивные, но и регрессивные тенденции, а также ускорение процесса или его замедление.

Первый этап коррекционной работы направлен, в основном, на улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Надо отметить, что при любых формах дизонтогенеза коррекционная работа должна начинаться с данного этапа (коррекции функций I блока мозга). На этом этапе возможно использование техники групповой работы. Далее работа должна быть направлена на коррекцию функций II блока мозга по индивидуальной программе для каждого ребенка. Формирование функций программирования, регуляции и контроля над протеканием психической деятельности (III блок) может включать в себя как индивидуальные, так и групповые занятия.

Таким образом, дети, проявляющие высокие способности в определенных сферах знаний и имеющие в своем поведении признаки нарушения адаптации и трудности в обучении, должны получать психологическую помощь, направленную на проработку не пройденных или неадекватно пройденных этапов развития для восстановления нормального онтогенеза. Опыт нашей работы показывает, что коррекционная работа не снижает уровня развития способностей и не нивелирует феномен одаренности. Напротив, у ребенка открываются дополнительные возможности и появляются новые средства для реализации своих способностей. На наш взгляд, этот факт свидетельствует в пользу нашей гипотезы о том, что недостатки психического развития одаренных детей являются следствием нарушений функциональной организации психических процессов, а не имманентной характеристикой одаренности.

одаренные дети– предыдущая | следующая – аутичные дети

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание