canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Семантическая афазия у больных. Определение семантической афазии.

Нетрадиционный подход к восстановлению речевой системы у больных с семантической афазией

М.Г. Храковская

Санкт-Петербург, Россия

Благодаря работам А.Р. Лурия, мы имеем возможность представлять любой синдром афазии с позиции основного первичного механизма нарушений, связанного с локализацией повреждения головного мозга.

В классическом описании семантическая афазия (СмА) является таким синдромом, при котором ведущим речевым дефектом является “импрессивный аграмматизм” – расстройство понимания “логико-грамматических конструк­ций” при относительной сохранности “артикуляторного и акустического звена психофизиологической основы речи” (Цветкова, 1988, с. 41). Больные с СмА понимают значение отдельных слов, но затрудняются в понимании предложно-падежных, сравнительных, атрибутивных и др. конструкций, смысл которых отражает собственно пространственные и квазипространственные отношения с помощью грамматических маркеров: предлогов, флексий, порядка слов и др. Этот речевой дефект проявляется, как правило, на фоне симптомов пространственной апрактагнозии (нарушений конструктивного праксиса, ориентировки в условных координатах пространства и др.), часто сочетается с акалькулией. В основе всего этого комплекса нарушений психи­ческих функций лежит нарушение единого фактора: пространственных и квази­пространственных синтезов в результате поражения теменно-затылочных (теменно-височно-затылочных) отделов левого полушария головного мозга.

В традиционно используемых методиках восстановления этого синдрома, представленных еще в “Травматической афазии” А.Р. Лурия (1947), в работах Л.С. Цветковой (1972, 1988), предлагается начинать работу с преодоления “основных первичных дефектов пространственного гнозиса, лежащих в основе нарушений речи” (Цветкова, 1988, с. 124). Предусматривается, прежде всего, восстановление конструктивно-пространственных операций с осознанием и оречевлением пространственных отношений. Далее переходят к “осознан­ному анализу отношений и связей между словами внутри фразы” (там же).

Как показал многолетний собственный опыт восстановительной работы, кажущаяся целесообразность такого метода осложняется тем, что процесс осознания пространственных операций оказывается для больных с СмА чрезвычайно трудоемким, а ощущение своей несостоятельности в понимании смысла фраз оказывается тяжелым психотравмирующим моментом.

Разрабатывая и реализуя иной методический подход, мы старались обойти эти трудности, а также учесть дополнительные данные, которые были получены при исследовании семантической афазии за последнее время и которые несколько расширяют наши представления об этом синдроме.

Были экспериментально изучены трудности в оперировании предлогами, префиксами, суффиксами, окончаниями как грамматическими маркерами в конструкциях разного типа (Ахутина, 1979, 1989; Глозман, 1974; Цветкова, Глозман, 1978; Лейкин, Храковская, 1985; Визель, Глезерман, 1986). Было установлено, что аграмматизмы характерны не только для импрессивной, но и для экспрессивной речи. Они проявляются в сужении набора грамматических конструкций в сторону упрощения их грамматической и морфологической сложности, в нарушениях согласования грамматических форм, в дефектах синтаксической валентности слов, в обеднении словаря. Выявлены труд­ности при “состыковке” частей сложных предложений (Бурлакова, 1992).

При экспериментальном исследовании мыслительных процессов у больных с семантической афазией (Храковская, 1979) было обнаружено значительное снижение способности производить операции сопоставления и сравнения, выделять общие и различительные, родовые и видовые признаки объектов. Установлена связь этих трудностей с расстройствами речевой системы и с нарушениями оптико-пространственных функции и выявлен механизм дефектов актуализации и использования основных операндов мышления – символов (слов) и образов, а также координированного взаимодействия между ними в процессе мыслительной деятельности.

Таким образом, у больных с семантической афазией имеется целый комплекс системных нарушений речевой, оптико-пространственной и мысли­тельной деятельности. В соответствии с этим программа восстановительных занятий с ними должна быть комплексной и включать приемы, направленные на устранение специфических нарушений экспрессивной и импрессивнои речи, пространственной апрактагнозии, нарушений мышления.

Представляемая методика восстановления речевых расстройств при семантической афазии является результатом поиска обоснованных путей восстановления сложных психических функций с опорой на системные их свойства, автоматизированные операции, наиболее сохранные у больных – а не на составляющие их элементарные операции, используемые часто на первоначальных этапах обучения в детском возрасте (такого плана методики восстановления письма, счета и мыслительных процессов у больных с афазиеи были опубликованы ранее: Храковская, 1986, 1987,1998, 2001).

Каковы же основные направления, по которым предлагается восста­навливать больных с СмА? С учетом того факта, что экспрессивная речь больных этой группы остается относительно сохранной, хотя и обедненной по объему словаря и по набору синтаксических конструкций, основной опорой является языковой опыт больных и стереотипы речевых связей.

Задачи восстановительной работы на начальных этапах:

– оживление синтаксических связей, остающихся наиболее сохранными или легче других восстанавливаемыми при СмА;

– восстановление морфологических моделей словообразования и слово­изменения.

Первый раздел методики включает комплекс упражнении, направленных на активизацию аффиксальных способов словообразования и тем самым – системы аффиксов в целом.

Примерами 1-й серии упражнений являются следующие задания:

Подобрать слова по образцу:

а) пел-запел        6) лез – залез    в) вел-подвел        г) рыл-отрыл

стонал- …              рыл-…                  сел-…                          дал-…

плакал-…               вел-…                   вез-…                          мыл – …

д) чернила – чернильница   е) учитель – учительница        ж) кошка – котенок

пепел- …                                         писатель-                                           мышка-…

сахар-…                                          читатель-                                           лиса-…

Эти упражнения выполняются с последующим выделением общего (где это возможно) значения, вносимого префиксами или суффиксами, и с расшире­нием списка слов, актуализированных но аналогии. Используются различные модели словообразования, представленные в системе русского языка.

коэффициенты асимметрии – предыдущая | следующая – словосочетания

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

 

 

Яндекс.Метрика