canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Афазия у больных. Внутренняя картина афазии.

К вопросу о внутренней картине афазии

Л.С. Цветкова

Москва, Россия

Вопрос о внутренней картине афазии (ВКА), насколько мне известно из изучения литературы, не ставился и тем более не исследовался, тогда как в настоящее время, когда афазиология испытывает очередной кризис, анализ внутреннего состояния больного, психологического содержания ВКА стано­вится важнейшей ступенью к пониманию этого сложного и неоднородного образования – афазии. В изучении ВКА прежде всего, с моей точки зрения, необходимо исследование взаимосвязей личности, речи и афазии, их взаимовлияния, изучение как сензитивной, эмоциональной, так и интеллектуальной составляющих ВКА.

В другом месте я подробно описала эту проблему и возможные пути ее решения, здесь же за неимением места остановлюсь лишь на одном вопросе – о роли и месте личности в афазии и в ее внутренней картине.

1. Личность и афазия

В отечественной психологии давно уже разрабатывается новая эвристичная постановка проблемы личности, ее структуры и психологического содержания, и исследователи отказались от механистического подхода к ее изучению, т.е. изучению отдельных ее черт (Асмолов, 1984; Столиц, 1983; Цветкова, 2002 и др.). Так, А.Г. Асмолов писал, что до сих пор существует этот “поэлементный” подход к личности, примерами которого являются концепции, в которых “структура личности механистически собирается из набора различных факторов (черт личности)” (Асмолов, 1984, с. 59).

Тем более от этих механистических представлений о структуре и психологическом содержании личности должна уйти и нейропсихология, которая обладает большим числом фактов, которые говорят в пользу значительно большей сложности структуры личности и ее психологического содержания, чем это представляли многие исследователи еще совсем недавно. Известные отечественные психологи, указанные выше, в качестве конституирующего личность признака рассматривали ее целостность, а также личность они рассматривали как динамическую, саморазвивающуюся систему, а системообразующим основанием качества личности они полагал предметную деятельность. “Важнейшей единицей строения личности стали рассматривать динамические смысловые системы и личностный смысл, как их составляющую, представляющие собой индивидуализированное отражение действительности” (Асмолов, 1984, с. 63).

Развивая дальше мысль о деятельностном опосредствовании личности, ее динамических смысловых образованиях, А.Г. Асмолов вслед за Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном пишет, что перемена в социальной позиции человека, в его жизни и жизнедеятельности “влечет за собой переосмысление его отношений к действительности. В ряде случаев резкая перемена социальной позиции человека может привести к глубоким перестройкам всей совокупности личностных смыслов, порой проявляющихся в таких драматических феноменах, как феномен “потери себя” и утраты смысла существования” (там же). Больные с афазией, как известно, в одно мгновение утрачивают связь с внешним миром в связи с нарушением речи, с трудностями передвижения и понимания, утратой социальной роли, резким изменением социального статуса в настоящее время и возможным измене­нием его в будущем, что не может не отразиться на всей совокупности личностных смыслов, вплоть до потери смысла жизни. Мне представляется, что одной из задач изучения личности у больных с афазией должен стать ответ на вопрос – происходит ли у этой группы больных перестройка совокупности личностных смыслов, и если происходит, то каким образом, и есть ли возможность преодоления этих изменений личности и т.д.

Интерес представляют и исследования В.В. Столина (1983), касающиеся внутренних процессов, организующих субъективную реальность человека. При изучении личности больных с афазией этот вопрос – один из важнейших в исследовании нарушения личности. В.В. Столин пишет: “Человек не просто существует, он действует в мире. Последствия этих действий касаются его самого, его представлений о себе, его личности в целом. Это в свою очередь требует развития внутренних процессов, организующих субъективную реальность человека (курсив автора). В этом также состоит функция его личности” (Столин, 1983, с. 22). В это представление входит ряд проблем психологии, таких как самоопределение, самопознание, самоотношение и др. Исследования проблемы самопознания и самоотношения, проведенные В.В. Сталиным, дали ему основание сделать вывод о том, что характер самоотношения зависит от оценки себя в целом, “как способствующему, или препятствующему самому себе, т.е. потребности в самореализации и достижении собственных мотивов” (там же, с. 29). “Проблема самопознания – не мнимая проблема, это проблема высокого жизненного значения, венчающая психологию личности” (там же, с. 228). Все вышесказанное имеет важнейшее значение для дальнейшего более глубокого понимания афазии и осмысления направлений в ее исследовании.

счётные операции – предыдущая | следующая – больные с афазией

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

 

 

 

Яндекс.Метрика