canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Неравномерность развития структурно-функциональных компонентов ВПФ. Термин «неравномерность развития».

Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций

Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева

Москва, Россия

Нейропсихологические методы помощи детям все шире внедряются в практику работы школьного психолога. Они включают помощь:

  1. детям с трудностями учения,
  2. одаренным школьникам, в том числе неуспешным в школе,
  3. детям с психосоматическими заболеваниями,
  4. детям, успевающим в школе, но достигающим этого в ущерб здоровью.

Все эти категории детей объединяются одним признаком: выраженной неравномерностью развития высших психических функций (ВПФ), при которой парциальное отставание одних функций недостаточно компенсируется другими функциями с более высоким уровнем развития. Остановимся на понятии «неравномерность» более подробно.

В литературе термины «неравномерность развития» и «гетерохрония развития» нередко используются как синонимы, однако нам представляется целесообразным различать их. В биологии и психологии развития широко известен « принцип гетерохронности развития». Он означает, что разные структуры и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах развития (Анохин, 1948, Марютина, 1994). На этот общий «календарь» развития накладываются индивидуальные вариации, проявляющиеся в неравномерности развития функций у данного индивида: одни функции развиты у него лучше, чем в среднем у сверстников по хронологическому или функциональному возрасту, а другие – хуже. За гетерохронией и неравномерностью развития стоят разные механизмы: первая определяется видовой генетической программой развития, вторая – индивидуальной программой и средовыми факторами (о двух функциях гено­типа, а именно реализации видовой и индивидуальной программ развития см. Егорова, Марютина, 1992).

Неравномерность развития ВПФ, а точнее, структурно-функциональных компонентов ВПФ – явление нормальное, а не патологическое. Оно имеет большой приспособительный эффект – для популяции в целом выгодно наличие у разных людей разных способностей. Кроме того, было бы опасно, если бы при каждой генетической мутации менялась вся система в целом, а наличие относительно независимых подсистем (что и проявляется в неравномерности развития) делают всю систему в целом более устойчивой (Маrr, 1976).

Если среда и, в первую очередь, социальная среда предъявляет к члену социума требования в пределах его адаптивных возможностей, неравномерность развития ВПФ не имеет отрицательных последствий для индивида и общества. Однако в наш индустриальный век, век высоких технологий общество постоянно повышает требования к уровню обучения и образования. Это ведет к интенсификации обучения, отчетливо проявляющейся во всех индустриальных странах. С другой стороны, во всех этих странах ухудшение экологии, напряженная стрессогенная профессиональная жизнь родителей и многое другое ведут к ухудшению психо-физического здоровья детей. Обе эти тенденции приводят к тому, что перед более слабыми, менее физически и психологически подго­товленными детьми ставятся более высокие требования. В этих условиях неравномерность развития ВПФ приводит к тому, что относительно слабые звенья ВПФ становятся тормозом дальнейшего развития и успешного обучения. Известная нам статистика по России и США говорит, что из всех видов отклонений в психическом развитии лишь категория детей с парциальностью в отставании развития ВПФ резко прогрессирует (в отечественной статистике это дети с ЗПР, учащиеся классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, в американской – дети с трудностями в обучении, specific learning disability). Так, если в 1977 году в США было около 1,8% детей с трудностями обучения, то к 1993 году их доля составила уже 5,4% (Office of Special Education Programs, U.S. Department of Education, 1993).

Итак, норма характеризуется неравномерностью развития структурно-функциональных компонентов ВПФ, особенно отчетливо выраженной в детском возрасте (Ахутина, 19986). У представителей нормы функциональные системы строятся так, что удается компенсировать функции слабых звеньев. Эта компенсация может быть более или менее удачной, и потому в норме можно обнаружить широкий спектр способностей к обучению.

Не только у нормы, но и у всего континуума детей от высоко благо­получной нормы до выраженной патологии развития можно обнаружить неравномерность развития психических функций. Так, среди умственно отсталых детей описаны различные когнитивные профили детей, в частности детей с синдромом Дауна с более выраженной левополушарной симптома­тикой и детей с синдромом Вильямса с более отчетлыми признаками правополушарной недостаточности (Bellugi, et al.,1988; Bihrle, et al., 1989).

В указанном континууме детей есть широкая переходная зона, в которую входят дети с парциальным недоразвитием психических функций. Именно для этой категории детей особенно нужна нейропсихологическая помощь, поскольку нейропсихолог не удовлетворяется констатацией слабости той или иной ВПФ, а умеет провести анализ, позволяющий обнаружить, какой структурно-функциональный компонент страдает первично и приводит к недоразвитию данной ВПФ в целом. Затем на основе этого анализа он разрабатывает индивидуально-ориентированную стратегию и тактику коррекционно-развивающей работы.

вербальная регуляция – предыдущая | следующая – коррекционно-развивающая работа

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

 

 

 

Яндекс.Метрика