Яндекс.Метрика

Чествуя память профессора А. Р. Лурия

1. Red-Yellow Marble Conflict Test: материалы теста состоят из 15 красных и 15 желтых шариков, а также 20 маленьких карточек. На каждой карточке – красный или желтый кружок. Кучки из 15 красных и 15 желтых шариков помещаются справа и слева напротив ребенка, а стопка карточек в произвольном порядке помешается кружками вниз перед ребенком; также на стол ставится небольшая стеклянная банка. В первом, неконфликтном, задании экспериментатор дает следующую инструкцию: «Я буду по одной по очереди переворачивать карточки. Когда появится красный кружок, возьми красный шарик и опусти его в эту банку». После подтверждения ребенком понимания инструкции экспериментатор переворачивал все 20 карточек. Во втором, конфликтном, задании экспериментатор давал детям следующую инструкцию: «Я опять буду по одной переворачивать карточки, но на этот раз тебе нужно будет брать шарик противоположного цвета. Когда будет появляться красный кружок, бери желтый шарик и клади его в банку. Когда будет появляться желтый кружок, бери красный шарик и клади его в банку». После прослушивания инструкции ребенка просили устно повторить ее ключевые моменты: «Когда карточка красная, я беру желтый шарик, когда карточка желтая, я беру красный шарик». Инструкция повторялась до тех пор, пока ребенок полностью не понимал ее и мог повторить как минимум два раза. Затем все 20 карточек по очереди переворачивались, и ответы ребенка, включая выбранные шары и вербальную регуляцию, фиксировались. Если ребенок хотя бы 1 раз из 20 до­пускал ошибку, выбирая шар того же цвета, то его просили повторить задание.

2. Red-Yellow Complex Marble Conflict Test: на этот раз использовались 20 карточек, помеченные маленьким красным кружком, большим красным, маленьким желтым или большим желтым кружком. Остальные условия были теми же, что и в описанном выше тесте. Экспериментатор давал детям следующую инструкцию: «Я опять буду по одной переворачивать карточки, но на этот раз при появлении большого красного кружка, надо брать желтый шарик и опускать его в банку, а при появлении большого желтого кружка – брать красный шарик и класть его в банку. Когда же появится маленький красный кружок, надо будет взять красный шарик, а когда появится маленький желтый кружок – желтый шарик и опустить его в банку».

3. Red-Yellow-Blue Marble Conflict Test: В этой серии материалы состоя­ли из 10 красных, 10 желтых и 10 синих шариков и 20 карточек с маленькими красными, маленькими желтыми или маленькими синими кружками. В первом, неконфликтном, задании ребенка просили брать шарик, соответствующий по цвету кружку на карточке. Затем в конфликтном задании экспериментатор давал детям следующие инструкции: «Я опять буду переворачивать по одной все карточки, но на этот раз при появлении красного кружка, ты должен взять желтый шарик, а при появлении синего – красный шарик и положить его в банку». Остальные тестовые процедуры совпадали с описанными выше.

Предварительные исследования показали, что первое задание (Red-Yellow Marble Conflict Test) может быть выполнено четырехлетними дошкольниками, и что почти все нормально развивающиеся дети в возрасте пяти лет справля­ются со вторым (Red-Yellow Marble Complex Conflict Test) и третьим заданиями (Red-Yellow-Blue Marble Conflict Test). Поэтому я решил использовать описанную выше третью задачу в качестве одного из первых скрининговых заданий. Целью первого скринингового теста является определение всех детей, имеющих какие-либо отставания в развитии доучебных навыков и когнитивных функций таких, как мышление, внимание, память, вербальные способности и т.д., с использованием небольшого количества тестов. Поэтому мы построили первый скрининговый тест так, как было описано выше.

Через год для валидизации данной диагностической системы был проведен тест готовности к школе, подтвердивший то, что первичное различение, проведенное при помощи первого скринингового теста, оказалось валидным, то есть мы не пропустили ни одного ребенка, относящегося к группе риска по трудностям в обучении. Успех первого уровня дифференциации между детьми, относящимися и не относящимися к группе риска по трудностям в обучении, во многом обязан большим диагностическим возможностям задачи вербальной регуляции. Дети, у которых имеются какие-то дефекты в овладении речью, памятью, вниманием или функцией контроля не могут выполнять задачи на вербальную регуляцию так же хорошо, как и их пятилетние сверстники. Таким образом, мы показали, что задачи на вербальную регуляцию подходят для отличения детей с трудностями в обучении и умственной отсталостью от нормально развивающихся пятилетних детей.

Заключение

Двадцать пять лет, прошедшие после смерти профессора Лурия, пролетели совершенно незаметно. Все это время, когда я читал его книги и статьи, переводил его книги или проводил экспериментальные исследования, чествуя его память, я очень часто вспоминал лицо профессора Лурия, сидящего на диване в своей комнате на улице Фрунзе, улыбающегося мне и разговаривающего со мной.

Профессор Лурия оставил после себя большое наследие и большую мечту. Я думаю, что очень важной задачей является развитие его наследия и мечты в психологической науке и практике XXI века.

трудности обучения – предыдущая | следующая – неравномерность развития

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание