Содержание
Глава 1. Влияние культуры на наши представления о себе и социальном поведении
Культура: взаимосвязь схоства и различий
Представления о культурных различиях
Ограничения, которые накладывает культура на восприятие окружающего мира
Определения: экология и культура
К вопросу об определении культуры / Передача культурных навыков / Эмические и этические аспекты культуры / Где располагается культура? / Культура – это явление «суперорганические» / Сколько в мире культур? / Определение культуры, которое следует из нашей дискуссии
Теоретическая основа для изучения экологии, культуры и поведения
Заключение
Вопросы и упражнения
Глава 2. Почему необходимо изучать взаимосвязи культуры и социального поведения
Преимущества кросс-культурных исследований
Проверка применимости результатов социально-психологических исследований / Культуры дают возможность проводить естественные эксперименты / Надежные переменные / Изучение культурных изменений / Ослабление этноцентризма
Культура и социальные проблемы
Культура и здоровье / Культура и неравенство полов / Культура и нравственность
Заключение
Вопросы и упражнения
Глава 3. Методы изучения культур
Проблемы и трудности
Конкурирующие гипотезы / Варианты решения этих проблем / Общие комментарии / Хорошая теория может исключать конкурирующие гипотезы / Индексы аккультурации помогают обосновать культурные различия / Использование статистических методов
Общая перспектива использования кросс-культурного подхода
Эмические и этические аспекты кросс-культурного исследования
Ииспользование эмических процедур для измерения этических конструктов
Общие рекомендации
Многофакторные измерения
Этнографические наблюдения / Формирование общих представлений / Интервью и опросы / Тесты / Эксперименты / Контент-анализ / Документальные архивные данные в сфере человеческих отношений / Итог
Проблема перевода
Этические вопросы кросс-культурных исследований
Этноцентрические и андроцентрические пристрастия исследователей
Критерии доброкачественного кросс-культурного исследования
Заключение
Вопросы и упражнения
Глава 4. Анализ субъективной культуры
Категоризация
Ассоциации
Убеждения
Оценки
Коннотативные значения
Ожидания
Нормы
Роли
Правила
Самоопределения
Стереотипы
Идеалы и ценности
Значимость принадлежности к своей группе
Значение и смысл социального поведения
Субъективная культура и социальное поведение
Заключение
Вопросы и упражнения
Глава 5. Различия в элементах субъективной культуры
Гипотезы Сапира-Ворфа
Гендерное неравноправие в современном мире
Охотничьи общества / Натуральные общества / Земледельческие общества / Аграрные общества / Индустриальные общества / Социалистические общества / Страны Третьего мира / Информационные общества
Что функционально, то и полезно
Культурные различия в характеристиках
Категория времени в разных культурах
Культура и институт брака
Культура и социальная дистанция
Культура и стереотипы
Полоролевые стереотипы
Заключение
Вопросы и упражнения
Глава 6. Культурные различия в моделях социального поведения
Упражнение
Элементарные формы социального поведения
Элементарные формы и культурные синдромы
Характеристики элементарных форм социальных отношений
Элементарные формы поведения и ценности
Культурные синдромы
Культурная сложность / Жесткие и рыхлые культуры / Индивидуализм-коллективызм / Взаимосвязи между культурными синдромами
Заключение
Вопросы и упражнения
Глава 7. Культура и коммуникация
Коллективизм (контекстуальная зависимость) и коммуникация
Статус
Теория вежливости
Содержание
Изменение установок через передачу информации
Надежные источники сообщений / Среда / Структура сообщений / Цели / Коммуникация и социальное поведение
Идеологизм и прагматизм
Ассоциативная и абстрактная коммуникация
Паралингвистическая коммуникация
Эмоции/ глазной контакт, дистанция, движение тела, жесты
Заключение
Вопросы и упражнения
Глава 8. Влияние культуры на проявление агрессии, оказание помощи, доминирование и конформное поведение
Субъективная культура и социальное поведение
Агрессивное поведение
Распространенность / Субъективная культура / Ситуация / Прошлый опыт / Обычаи и привычки / Физиологические условия / Отношение к другим людям / Полезность поведения / Самоопределение / Ситуация облегчает выбор поведения / заключение
Разрешение конфликта
Социальная дистанция
Помогающее поведение
Субъективная культура / Влияние ситуации / Самоопределение / Полезность оказания помощи
Сексуальное поведение
Доминирование
Конформизм
Подчинение
Близость (открытость) и формальностьотношений
Заключение
Вопросы и упражнения
Глава 9. Решение проблемы разнообразия и межкультурные отношения
Положительные и отрицательные аспекты культурного разнообразия
Факторы, детерминирующие культурное разнообразие
Культурная дистанция / Воспринимаемое сходство/ Варианты взаимодействия / Аккультурация
Воспринимаемое сходство и культурный шок
Усложняющие обстоятельства
Культура взаимоотношений / «Аддитивный» и «вычитаемый» мультикультурализм и культурная идентичность
Характеристики основных национальных меньшинств в США
Афроамериканцы / Испаноязычные американцы / Американцы азиатского происхождения / Другие группы
Барьеры межкультурных отношений
Этноцентризм / Межгрупповые факторы в сравнении с межличностными / Стереотипы в межгрупповых отношениях / Межгрупповые предпочтения и социальная дистанция / Некоторые характеристики межгрупповых отношений
Заключение
Вопросы и упражнения
Глава 10. Межкультурный тренинг
Культурный шок
Этапы приспособления
Факторы, обуславливающие успех в межкультурных отношениях
Подготовка к зарубежному путешествию/ Личность туриста/ Трудности определения границы
Многообразие культурного научения
Общекультурный и культурно – специфический тренинг
Самоанализ
Эмпирический тренинг
Знакомство с местными культурами
Полевые исследования
Культурный ассимилятор как проводник межкультурной восприимчивости
Тренинг модификации поведения
Дополнительные сведения в отношении тренинга
Стратегии улучшения межкультурных отношений
Оценка межкультурного тренинга
Заключение
Вопросы и упражнения