тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Ограничения, которые накладывает культура на восприятие окружающего мира

Знакомясь с особенностями других культур, полезно помнить: то, каким представляется мир нам самим, меньшее того, каким «он является на самом деле» и несколько больше того, какими «мы представляем самих себя». В зависимости от нашего жизненного опыта, усвоенных привычек, обычаев и склада нашего характера мы по-разному воспринимаем события окружающего мира.

Например, даже восприятие визуальных иллюзий, таких, как иллюзия Мюллера – Лайера, изображенная на рисунке 1.1, зависит от предыдущего опыта.

———————————————————————————————

рисунок. Иллюзия Мюллера – Лайера. Две равные линии кажутся разными по длине в зависимости от контекста восприятия.

—————————————————————————————-

 

Африканцы, социализация которых происходит в условиях окружающей среды, где не так много прямых углов, не склонны попадать в ловушку такой иллюзии, по сравнению с теми, окружающий мир которых «сделан столярами» (Segal, Campbell, Herskovits, 1963). Взгляните вокруг себя. Как много прямых углов содержит в себе окружающая среда? На западе человек просто затоплен обилием прямых углов и поверхностей. И он приучается воспринимать иллюзии, изображенные на рисунке 1.1, как края коробки (ящиков, прямоугольных предметов): линия, которая выглядит меньше, воспринимается как дальняя кромка коробки, а большая – как передняя.

Антрополог, принадлежащий к культуре, в которой нет обычая чистить зубы, скорее всего, опишет процедуру чистки зубов примерно так: «Мне сообщили, что этот ритуал состоит из засовывания в рот небольшого пучка свиной щетины, на которой нанесена какая-то таинственная пудра, и последующих движений этим пучком по зубам» (Мiner, 1958). Этот пассаж взят из пародии, написанной антропологом в отношении попыток новых «американцев», с трудом читающих по буквам, освоить новые ритуалы для улучшения своего физического состояния. Этот пример удивительным образом показывает, как естественное поведение в одной культуре может восприниматься совершенно иначе с точки зрения другой культурной перспективы.

Наш жизненный опыт и прошлые события влияют на то, как мы оцениваем текущие события. Это очень важная идея для понимания культурных отличий. Когда мы оцениваем какое-то событие, то отталкиваемся от какой-то нейтральной позиции, которая  смещается в ту или иную сторону в соответствии с нашим опытом. Эта позиция называется уровнем адаптации (Helson, 1964). Например, люди, которые в своей жизни имеют дело с легкими объектами (например, мастера по ремонту часов) будут оценивать большинство объектов окружающего мира как «тяжелые», тогда как другие, которым по жизни приходится поднимать тяжелые предметы (например, грузчики) будут оценивать большинство предметов как «легкие». Эта же идея применима и к другим видам суждений – плохое или хорошее,  сильное или слабое, активное или пассивное. Даже тогда, когда мы выносим суждения об объектах установки (например, президент Соединенных Штатов), они сильно будут зависеть от прошлого жизненного опыта (строго говоря, психофизики обнаружили, что подобные реакции являются геометрическим средним реакций на стимулы, которые появлялись у личности в прошлом). Поэтому то, что выглядит хорошим для одной личности, может оказаться плохим для другой, в зависимости от жизненного опыта.

В целом, эта книга ориентирована на развитие социальной психологии на основе анализа и включения вобъяснение тех аспектов социального поведения, которые зависят от культуры и оказываются валидными для большинства людей. На данном этапе эта задача может решаться только в предварительном порядке, поскольку в незападном мире недостаточно психологов и имеющиеся данные очень ограничены.

В следующем разделе дается ряд определений ключевых конструктов, в заключительном – теоретическая основа для анализа взаимоотношений между культурой и социальным поведением.

лекарь – предыдущая  |  следующая – экология

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление