Яндекс.Метрика

Представления о культурных различиях (продолжение)

Не относитесь пренебрежительно к этим лекарям, они являются эффективными специалистами. Они обучаются своей профессии около девяти лет. В ряде случаев они объединяются в «ассоциации», которые выдают соответствующие сертификаты, степени, их обязывают давать клятву, что не будут действовать во вред пациентам (нечто, похожее на клятву Гиппократа). Во время обучения их учат тонкими наблюдениям, они становятся экспертами, глубоко разбирающимися в медико-лечебных свойствах растений.

Их учат ставить диагнозы и основательно знакомят с существующей медицинской практикой лечения заболеваний. Они  знают, как выделять и использовать субстанции из растений. Ботаники классифицировали около 35.000 известных растений. Однако систематическое изучение их действий на организм человека – от прикосновения, внутреннего употребления до использования в качестве ингаляции – только начинается.

Фактически, современные историки фармакологии постоянно обнаруживают, что древние люди эффективно использовали растения для медицинских целей. Интересным примером является растение, называемое сильфион, в настоящее время исчезнувшее и использовавшееся для усиления физического роста на Киренском побережье северной Африки. Женщины Рима и Греции использовали его для контроля рождаемости, т. е как контрацептив. Это растение было «пилюлей» древнего мира (Ridlle, Estes, 1992). Несмотря на то, что оно исчезло с лица земли из-за интенсивного употребления, другое растение, генетически близкое ему, существует и обладает контрацептическим эффектом (что подтверждено лабораторными опытами над животными).

Африканские лекари хорошо знают лечебные свойства растений  от учителей, которые, в свою очередь, усвоили их из традиций, сформировавшихся на опыте миллионов проб и ошибок. Они обладают глубокими профессиональными навыками в использовании растений для лечебных целей, хотя иногда и ошибаются в их дозировке. Знание условий жизни и окружения пациента при тщательном наблюдении давали лекарям преимущество перед современными психиатрами в диагностике и применении шоковых методов лечения психосоматических расстройств (таких, как резкое погружение пациента в холодную воду или внезапное появление человека в ужасающей маске, угрожающего убить его) (Torrey, 1986). По сравнению с традиционными лекарями современные психиатры обычно не тратят много времени на пациентов, у которых нет денег. Традиционные хиллеры могут задавать много вопросов и тратить много времени на беседы с пациентами, их родственниками, чтобы получить как можно больше информации, помогающей выбрать правильное лечение.

Они оказывают психологическое воздействие на пациентов своим красочным одеянием и множеством ритуально «лечебных» предметов (например, кореньев, насекомых, обезьяньих черепов, раковин и панцирей черепах) и могут эффективно лечить многие заболевания (от импотенции до депрессии). Они воплощали в себе в одном лице и врача, и священника, и психолога. Тори (Torrey, 1986), американский психиатр, выступающий против традиционных верований и предрассудков, выражает сомнение в том, что профессиональные оценки способностей традиционных хиллеров в решении психологических проблем пациентов сильно отличается от подобных оценок современных психиатров.

Естественно, общая картина в целом не такая положительная. Можно обнаружить, что 75% африканцев верят в колдунов (служителей дьявола, которые могут превратить человека в импотента или даже убить) и рассматривают почти все плохое, как обусловленное действием колдовских сил. Возможно, у вас возникнет желание прочитать пьесу Оусмана (Ousmane, 1976) под названием Хала (импотенция), которая наглядно иллюстрирует, как убеждение в существовании колдовства обуславливает социальное поведение в Африке. Это история успешного бизнесмена, имеющего двух жен и по несколько детей от каждой из них, которого родственники молодой девушки убедили взять ее в качестве третьей жены. Как только он объявил о третьей свадьбе, разразился большой конфликт между ним и двумя другими семьями. В результате он стал импотентом. Однако, с точки зрения «хорошего» традиционного мышления его импотенция приписывалась действиям колдовских сил. Были предприняты определенные усилия, чтобы избавится от проклятия, но они оказались безуспешными. В конце пьесы герой потерпел полное крушение своего бизнеса и отвергнут всеми женами и детьми. Подобно канонам греческой трагедии, как только было принято фатальное решение завести третью жену, судьба неизбежно и неотвратимо ведет к полному краху (рекомендации по чтению другой литературы приведены в перечне 1-2).

——————-

Литература, содержащая информацию о других культурах

Чтение романов и пьес – это короткий путь к знакомству с другой культурой, причем в интересной и занимательной форме.

Для знакомства с другой культурой можете прочитать одну из следующих работ:

  • Циния Эхиби (Chinua Achebe) – уроженка Нигерии, проживающая в Нисакке дает достаточно основательное представление о жизни африканцев в своей работе Стрела господня(1967), включая противостояние между традицией и модернизмом, колониализмом и анти- колониализмом, старыми и новыми религиозными течениями.
  • Лаура Боханнан (Laura Bohannan), американский антрополог, в своем романе Возвращение смеха (1954/1964) под псевдонимом Элеонора Смит Боуэн (Eleanor Smith Bowen) дает описание африканской сельской жизни (пожилой отец в полигамной семье просит одного из своих старших сыновей вступить в половую связь с одной из своих жен, чтобы спасти свое лицо из-за того, что у него нет потомства).
  • Рут Хилл (Ruth Hill) написала свой роман Ханта Xу (Hanta Ho, 1979) во второй половине девятнадцатого века. Хилл, проживавшая в американском племени штата Дакота, для описания своей истории использует стиль мышления и язык, свойственные этому племени. Например, они определяли окончание года, ссылаясь на значимость того или иного события, такие как «сильно заснеженная зима» или «когда стрела поразила колено вождя». Ласточка – это  «птица, которая приносит слякоть через месяц». Существуют монолексические термины (в одно слово) для наименования сложных идей и представлений, такие как блотахунка  для обозначения «советников в большой войне». Птепазо – это «нечто, обозначающее направление движения стада», тейя –  «взаимоотношения между двумя женами одного мужа», васикун – «посланец, доставляющий сообщение какому-то индивиду», хотя это может так же обозначать «белый человек», а витанхантапихи означает «они идут от места, где восходит солнце». Эти  примеры указывают на значимость наблюдения и наблюдательности, о чем  уже отмечалось выше: культуры вырабатывают эффективные способы речевых коммуникаций в отношении предметов и явлений, имеющих значимость для функционирования группы. Поэтому, когда мы учим язык, одновременно многое узнаем и о самой культуре.

магическое мышление – предыдущая  |  следующая – жизненный опыт

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление