Яндекс.Метрика

Представления о культурных различиях (продолжение)

4. Все выше упоминаемые данные получены в одном месте и в оределенный период времени. Этнография (обычно это книга, написанная антропологом, потратившим один или два года для изучения культуры) может основываться на данных, собранных в 1950 году, а в последующие годы об этой культуре может быть не опубликовано никакой другой информации. К 1995 году эта культура может превратиться в совершенно иную. Культуры постоянно изменяются и подвергаются влиянию мировых событий, таких, например, как война. Короче говоря, обращайте внимание на источники, которые привдятся в качестве ссылок. Чем больше интервал времени между публикацией и временем вашего чтения об этой культуре, тем меньше вероятность, что она осталась той же самой.

5. Самое важное, что вам необходимо усвоить – это не то, что какая-то конкретная культура имеет те или иные характеристики. Важнее выяснить, что может существовать культура, имеющая такие характеристики.

6. Культуры влияют друг на друга через такие каналы как путешествия и международные поездки, коммерческая деятельность, средства массовой информации, миссионерская деятельность  и т. д. Например, средства массовой информации распространяют культурные образцы американского способа жизни в самые отдаленные уголки земного шара. В результате вы можете встретить представителей других культур, заимствовавших некоторые из этих элементов, скажем, как приветствовать людей. Их друзья, в свою очередь, могут усвоить этот «лаконичный» стиль и  он становится элементом их культуры.

История таких воздействий во времени может быть достаточно длительной. Например, японский психолог, посетив меня дома, с удивлением обнаружил, что его религия – это русское православие и что его имя  в крещении Александр. Первоначально это имя было греческим (вспомнили Александра великого, дошедшего со своей армией до Индии?) и стало обычным в России. Когда русские миссионеры прибыли в Японию, в России уже около тысячи лет существовало христианство, они так же приняли многие «престижные» имена от греков.

—————————–

Во всем мире религия лежит в основе жизни большинства людей. Однако степень ее влияния существенно различается от культуры к культуре. В Японии, например, только одна пятая населении относится к религии серьезно. Фактически некоторые совершают крещение детей по обряду традиционной японской религии Шинго, женятся и выходят замуж по христианскому обряду, а хоронят близких в буддистских могилах. Это такое же дело вкуса, как употребление китайской пищи или пиццы. В сравнении с этим около двух третей населения Соединенных Штатов и шести седьмых Индии относятся к религии более серьезно (данные опросов международного института Гэллапа,1977).

Представления об основных мировых религиях часто смешиваются с традиционными убеждениями, равно как и с научными. Например, люди будут признавать, что свет обуславливается действием электрического тока, но одновременно объяснять это явление тем или иным действием сверхестественных сил. Традиционные убеждения зачастую имеют анимистическую природу: события объясняются действием духа, который был сумасшедшим, счастливым, злым, возбужденным, умиротворенным. Болезнь не объясняется на языке микробиологической теории, но рассматривается как духовное явление. Например, враги рода человеческого, бесы околдовали больного человека.

Признаки магического мышления существуют не только в традиционных культурах, но и в Соединенных Штатах. Например, убеждение, что «как только вступил в контакт, всегда будешь оставаться в этом контакте» (известное как закон заражения) и представление о том, что образ эквивалентен самому объекту (известное как закон сходства) были идентифицированы Фрейзером (Frazer, 1890-1959) как явления, выражающие суть магического мышления. Было показано, что подобные убеждения и представления широко распространены среди американских выпускников высших учебных заведений (Rozin, Millman, Nemeroff, 1986). Более конкретно, они показали, что спиртные напитки, находившиеся в контакте со стерилизованными тараканами, становились абсолютно не приемлемыми для употребления даже в том случае, когда люди были уверенны, что стерилизация сделала таракана совершенно чистым. Выстиранная рубашка, которую одевал человек, вызывающий антипатию и отрицательные эмоции, менее желательна, чем рубашка, но которую одевал нейтральный человек (опять закон контакта). Желаемая пища (например, молочные конфеты) становится отвратительной, когда соприкасается с поверхностью отвращающих объектов (например, с собачьими фекалиями), что также является демонстрацией действия закона сходства. Люди менее тщательно и точно наносят удары по лицу тем людям,  которые им симпатичны, чем тем, которые не нравятся (та же демонстрация действия закона сходства). Сильная связь эмоций с магическим мышлением говорит о том, что здесь действуют базовые, по-существу, универсальные процессы. Поскольку всем людям  в той или иной степени присущи  элементы магического мышления, не нужно сильно переживать по поводу  того, как африканцы понимают и объясняют причины возникновения болезней. Ниже излагаются некоторые из этих представлений для знакомства с миром  совершенноиной культуры, отличной от мира Запада. Традиционное лечение намного шире современной медицины и повсеместно используется в Африке. Возникает резонный вопрос «Почему?». Для ответа на этот вопрос Вонтресс (Vontress, 1991) провел в Африке полевое исследование и проинтервьюировал африканских лекарей и пациентов, пользующихся их услугами. Неудивительно, что на таком большом континенте (с наличием порядка 100 психиатров на 342 миллиона населения), где сообщение с отдельными районами сильно затрудненно (80% населения живет именно в таких труднодоступных районах) – а о современной  медицине знают мало (75% населения безграмотно) – подавляющее большинство населения зависит от традиционных методов лечения. Эти методы опираются на анимистическую идею – все вещи наделены духом. Считается, что камни, листья, деревья, реки и сама земля наделены живой душой. Люди верят, что болезни происходят из-за того, что на душу человека осуществляется какое-то вредное воздействие или когда нормальные взаимоотношения между духовными сущностями нарушаются. И лечение – это дело традиционного лекаря, который обладает способностью «контролировать» духов и оказывать на них воздействие.

 

культурные различия – предыдущая  |  следующая – лекарь

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление