Представления о культурных различиях

Большинство читателей данной книги, скорее всего, принадлежит к одной культуре. Можно утверждать, что даже после знакомства с другими культурами, мы, скорее всего, будем интерпретировать события, опираясь на свою культурную основу (т.е. Запад или Восток). Для расширения нашего кругозора позвольте описать ряд удивительных культурных различий (см. перечень 1-1).

Среди народности Караки в Новой Гвинее мужчина  считается «ненормальным», если не имел гомосексуальных связей до вступления в брачные отношения. «Миссионерская» позиция совокупления, которую мы считаем «нормальной», используется только в одной четверти мировых сообществ. В культурных сообществах, где голод является широко распространенным феноменом, толстые женщины более привлекательны, чем стройные. Свист и шипение в Японии является вежливым способом показать свое отличие от лица, занимающего более высокое социальное положение. Так же существуют культурно-обусловленные психические заболевания, свойственные только для одной культуры. Их можно понять только, исходя из знания мифов и легенд этой культуры. Клакхон (Kluckhohn, 1954, стр.927-940) приводит ряд интересных примеров культурных различий подобного плана.

Если вы читали этнографические записки об азиатской, африканской или других культурах, у вас есть определенное представление о картине жизни, сильно отличающейся от собственной (европейской или североамериканской). Например, Филипс (Phillips, 1965) описал жизнь деревни Банг Чан в Таиланде. В этой культуре приветливость, вежливость и доброжелательный юмор являются типичными атрибутами социального поведения. Возникновение прямого конфликта не допускается; если произошло что-то неприятное, то  открыто это не обсуждается. Например, вы не можете сказать: «Ваш дом горит». Вместо этого следует говорить: «Почему бы вам не пойти и не взглянуть на свой дом?». Интервью с женщинами, чьи мужья имели и других жен, показало, что, испытывая сильную напряженность, они ничего не говорили об этом своим мужьям (стр.69). Они не хотели подвергать их испытанию и переживаниям!

В этой культуре конфликт обычно разрешается стороной, занимающей доминирующее положение без всяких объяснений, противоборства или дискуссий. В результате многие семьи распадаются без каких либо формальностей. Вежливый ответ «нет» на просьбу –  захихикать или глупо улыбнуться. Такая рекация точно передает намерение личности.

 

Перечень  1-1. Важное условие, касающееся культурных атрибутов

В  этой книге будет приводиться много примеров, позволяющих сказать «Люди, принадлежащие к культуре Х похожи на это» или «Люди, принадлежащие к культуре Х делают это». Очень важно помнить следующие моменты:

1. Культуры и общества, исключительно гетерогенны. Это особенно справедливо для больших национальных образований, незвания которых используются для  обозначения культуры. Строго говоря, нации и культуры – это разные концепции, но символ «нация» удобно использовать для описания выборки, если данные собраны в одном месте и о выборке нет другой, более адекватной информации.

В рамках любой культуры существуют большие вариации в качественных характеристиках людей, поэтому каждое утверждение требует уточнения. Например, утверждение «Американцы, едят пиццу» в целом правильно. Однако есть люди, которым эта еда не нравится или они находятся на диете, или испытывают аллергию к составляющем этого блюда и поэтому не едят ее. В лучшем случае мы говорим: «Многие американцы, едят пиццу».

2. При любом описании культуры акцент делается на прототипах личностей, принадлежащих этой культуре. Когда используется конкретное слово, например, «желтый», дискриминирующие стимулы считаются одинаковыми. Наш глаз может выделить 1.5 миллионов цветов, но мы редко используем для обозначения цветов более 40 наименований, поскольку множество цветовых стимулов группируется в одну категорию.

3. «Культура» – термин, имеющий отношение к языку, географии, истории, религии, социальному классу, расе, городскому или деревенскому месту пребывания, национальности и  т.п. Всеобъемлющий анализ культуры требует конкретизации всех, относящихся к делу категорий. Но в большинстве случаев у нас нет необходимой информации для ответа на вопрос «как конкретизировать?». Когда люди намереваются осуществить какой-либо поведенческий акт, они опираются на элементы тех культур, которые соответствуют их профессиональной группе, религии, социальному классу и другим демографическим категориям для формирования собственной субъективной культуры, которая может соответствовать  или не соответствовать национальной культуре в целом. Кроме этого, люди отличаются друг от друга по уровню аккультурации, объему и опыту международных путешествий и контактов с представителями других культур, в том числе  через средства массовой информации и т. д. Эти факторы реально изменяют их субъективную культуру. Если культуру представить как совокупность элементов коллективной памяти о том, что «работало» в прошлом, то национальная культура – это только один из фактов, оказывающих влияние на формирование субъективной культуры человека. Американские  и нигерийские спортсмены-парашютисты в подавляющем большинстве похожи друг на друга, когда сидят в самолете, и отличаются только тем, какие молитвы используют во время прыжков с самолета.

социальное поведение – предыдущая  |  следующая – магическое мышление

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление