Яндекс.Метрика

Культура: взаимосвязь сходства и различий

Даже при фиксации различий между культурами и философскими представлениями, наша дискуссия осложняется тем фактом, что у людей больше схожести друг с другом, чем различий (Brown,1991). Люди принадлежат только к одному из многочисленных видов животных. Этот факт особенно удивляет, когда мы обнаруживаем, что в одной из лагун Новой Гвинеи находится более 600 видов рыб!

Универсальные параметры социального поведения имеют важное значение (Lonner,1980; Тriandis,1978; Brown,1991). Люди одинаково понимают сходство всех ассоциативных форм социального поведения (поддерживающие, одобряемые, обеспечивающие ресурсы) и их отличие от диссоциативных (избегание, агрессия). Они одинаково отличают поведение, присущее старшим по должности (критика,  приказы, распоряжения) от поведения, означающего подчинение (выполнание распоряжений, конформизм). Большинство людей осознает различие между близостью (т. е самораскрытием) и формальностью (выполнение того, что требует этикет). В 8-й главе этот вопрос будет обсужден более подробно.

Многие люди полагают, что все мы либо  очень похожи друг на друга, либо, наоборот, обсолютно отличны. В этом и состоит проблема. Ни одна из этих крайних позиций не является правильной. Это происходит из-за того, что мы немножко ленивы; проще думать, что любой человек  или похож на других, или мы все разные, чем анализировать их схожесть по параметром А, B, C…..N и отличие по параметрам X, Y и Z. Склонность к минимизации усилий – одна из универсальных детерминант человеческого поведения (Zipf,1949).

У всех людей есть свой язык, привычки и обычаи в еде, мифы, религиозные практики, семейные структуры, экономические системы, свое понимание «правды», государственного устройства, представления о ведении войны, воспитании детей, организации жилища, системе образования, гигиене и табу на инцест (Brown,1991). Однако это слишком широкие категории и содержат в себе много различий. Все люди имеют одинаковые потребности в приеме пищи. Но что они едят, когда, где, с кем и как – все эти вещи различны. Другими словами, общая категория является универсальной, но содержит много различий в деталях. Администратор в индийском отеле в  целом очень похож на меня. Он сидит или стоит за стойкой, готовит и отправляет почту, использует ручку, читает и пишет так же, как и я. Но так как отметку «Х» он ставит в другом месте, происходит недопонимание. Именно детали культурных отличий ответственны за понимание социального поведения.

Все люди используют общие категории, но их содержание зачастую сильно отличается. Так, представители некоторых племен объединяют своих родственников и некоторых животных в одну категорию. У всех людей есть личные имена, но в некоторых культурах они используются редко и содержат бессмысленные звукосочетания. Я был польщен, когда один из моих индонезийских студентов назвал своего сына Триандисом, пока не обнаружил, что многие индонезийцы используют бессмысленные словосочетания в качестве личных имен! При взаимодействии они используют текнонимы (присвоение ребенку имени родителя – например, «второй сын семьи Браунов»). Значение слов содержит ценную информацию о культуре. (В данном случае это означает, что индивид сам по себе не так важен, как семья). Более детально мы обсудим эти аспекты в 4-й главе.

Многие категории являются универсальными и действительно имеют одинаковые значения, например, табу на инцест, мифы (как категория, а не содержание), человеческое страдание (везде оценивается отрицательно), предсказуемость и порядок (в целом везде оценивается положительно). В данной работе делается акцент на разграничении универсальных и культурно-специфических феноменов. Например, у американцев и китайцев есть одинаковые ценности. В обеих культурах признается ценность достижения престижа, хотя китайцы сильнее, чем американцы убеждены в этой ценности (Тriandis, Bontempo, Leung, Hui,1990).

В обеих культурах для обозначения ценностей используется одно слово или иероглиф. Однако у китайцев есть ценности (Bond, Pang, 1989), которые можно выразить, только используя несколько английских слов (например, «согласование взаимоотношений по статусу и соблюдение этого  порядка»). Когда вы замечаете, что для выражения какой-либо идеи необходимо использовать много слов в одном языке, а в другом языке – одно, можно суверенностью утверждать, что эта идея более значима в той культуре, в которой она выражается одним словом. Когда в культуре сформировано представление о чем-либо, имеется и слово для его обозначения. И чем чаще используется это слово, тем короче оно становится (например, слово телевидение превратилась в ТV).

Необходимо также отметить, что культурная схожесть и различие – это две стороны одной медали. Все культуры одновременно очень похожи друг на друга (Lonner, 1980) и различны. Психологи заранее могут предполагать проявление схожести при изучении поведения или явлений, имеющих в биологическую основу, обнаруживаемой и у других видов животного мира (Klineberg, 1954) или в значительной степени обусловленной социальной структурой. Можно ожидать проявление схожести и тогда, когда сравниваются культуры, возникшие в одинаковых экологических условиях. С другой стороны, когда эти условия не подкрепляются соответствующими формами социального поведения (Pepitone, Тriandis, 1987), следует ожидать проявления различий. Для иллюстрации содержания проблемы рассмотрим следующую иерархию концепций:

Объекты

Мебель

Место для сидения

Кресла, диваны, кровати, подушки, матрасы, сено

Материалы, из которых сделаны эти объекты – атомы, молекулы,

элементарные частицы

Подобную иерархию можно найти и в категориях, относящихся к социальной науке. На вершине иерархии располагаются такие широкие категории как «правительство», «управление», «религия» или «наука». В основании мы имеем базовые обобщения типа «поведение- это функция следствий» (Skinner, 1981).  В середине иерархии располагаются «люди», «конструирующие» свое поведение из различных культурных элементов. Таким образом, в определенном смысле культурные отличия в середине иерархии сильнее, чем наверху или внизу. В целом, значение объекта в  большинстве языков более или менее одинаково. Однако на среднем уровне культурные различия максимальны. Способ, с помощью которого люди конструируют свое социальное поведение, также зависит от культурной специфики.

В любом случае, тогда как некоторые категории социальной психологии универсально валидны, другие применимы только к западной культуре. Для создания универсальной психологии необходимо выявить, что является универсальным, что культурно специфическим и как культурная специфика изменяет явление, которое мы изучаем. Такая универсальная психология будет включать в себя и ту социальную психологию, которая содержится в вашем учебнике, но она будет включена в нее в качестве «специфического случая».

коллективистские культуры – предыдущая  |  следующая – культурные различия

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление