Передача культурных навыков

Культурные элементы передаются множеству людей: следующему поколению, коллегам по работе, членам семьи и широкому кругу общественности в целом. Современные средства коммуникации приводят к распространению культурных образцов через телевидение и киноиндустрию. Туризм, коммерческая деятельность, войны и другие факторы так же играют свою роль в распространении культуры.

 

 Эмические и этические аспекты культуры

У людей во многом сходная биология и в значительной степени одинаковая социальная структура и физическая среда. Это способствует развитию одинаковых процессов формирования культур. Однако при наличии универсальных элементов (одинаковости, схожести) существуют и различия.

То же самое происходит  и с языком. Фонетика имеет отношение к звукам,  имеющимся во всех языках. Фонемика – относится к звукам, которые существуют только в одном языке. Ученый – лингвист Пайк (Pike, 1967) взял окончания этих терминов и пустил в научный оборот слово «этик» для обозначения универсальных культурных элементов и «эмик»- для специфических.

Хотя некоторые исследователи культуры считают, что любая культура уникальна и в определенном смысле каждый человек уникален, наука имеет дело с обобщениями. Триумф науки видится в таких достижениях, как открытие законов, по которым движутся планеты и падают яблоки. Поэтому проблема не в том, являются или нет эмические элементы культуры значимыми. Когда эмические элементы являются местной адаптацией этических элементов, то они представляют исключительно большой интерес. Например, у всех людей есть чувство социальной дистанции от внешних групп (этический фактор). То есть, они чувствуют себя ближе к членам своей семьи, близким по крови и к тем, кого считают похожими на самих себя, чем к тем, кого считают другими, отличающимися. Однако основа социальной дистанции – это эмическая характеристика. В некоторых культурах социальная дистанция основывается на принадлежности к племени или расе; в других – на комбинации религиозных верований, принадлежности к социальному классу и национальности. В Индии принадлежность к касте и представление о ритуальном заражении являются очень важными. Короче говоря, социальная дистанция – это эмический элемент культуры; ритуальное заражение, как основа социальной дистанции, тоже является эмическим элементом.

Исследователи поделили между собой сферы своих профессиональных интересов в изучении отличий, существующих в человеческом роде. Отличительные характеристики отдельных индивидов изучаются специалистами различных отраслей психологии, отличительные аспекты различных культур – рядом культурных антропологов. Универсальные (этические) аспекты культур и способы проявления этических переменных, как эмических в конкретной культуре – это сфера профессионального интереса и культурных антропологов, и кросс – культурных психологов. Все эти направления исследований представляют интерес и взаимодействуют друг с другом.

Подводя итог обсуждению эмических и этических аспектов культуры, отметим следующее: когда мы изучаем какую-то отдельную культуру, можно делать акцент на эмических элементах, а когда сравниваем характеристики различных культур, мы должны работать с этическими элементами.

 

    Где располагается культура?

В антропологии существует противоречие между реалистами – кто считает, что культура находится в головах ее представителей, и номиналистами – которые убеждены, что культура находится в «голове исследователя» (Rohner, 1984). Нельзя ли получить удовлетворительное определение культуры, используя только одну из этих перспектив? Эмпирическое исследование, проведенное Триандисом с коллегами (Triandis et al., 1984), позволило дать отрицательный ответ на этот вопрос. Тогда как индивидуальные модели социального поведения людей, говорящих на одном языке в разных культурах, оказались отличными, то данные о культурных различиях в целом недостаточно убедительными. Эти данные необходимо было «проинтерпретировать» с позиции внешнего наблюдателя, который имеет определенную информацию об экологии и истории групп, являющихся объектом исследования. Другими словами, обе спорящие стороны в той или иной степени правы. Культура находится в головах ее членов, но полностью понять ее невозможно без приобретения более обширных знаний, приобретение которых требует изучения влияния на формирование культуры экологии и истории.

 

Культура – это явление «суперорганическое»

Культура как «суперорганическое» явление (Кroeberg, 1917) означает, что она не зависит от своих индивидуальных носителей. Члены культур появляются и исчезают, а сами они остаются более или меняя стабильными. Например, когда я в молодости проживал в г. Кофру (Греция), моим постоянным занятием было наблюдение за людьми во время прогулок  по определенным улицам, около вполне конкретных заведений. Этот вид активности, на местном языке называющийся сергиани и достаточно широко распространенный в странах Средиземноморья (например, в Италии – это корсо, в Испании – пасеро), имел целью найти привлекательного представителя противоположного пола для ухаживания. Определенные формы поведения в процессе «наблюдений» часто приводили к «секретным свиданиям», которые иногда завершались заключением брака. Потом я обнаружил, что внуки тех бывших молодых людей делают то же самое, что делали пятьдесят лет назад их предки! Те же самые прогулки, то же время, те же места. Люди другие, а культура изменилась очень незначительно.

язык и культура – предыдущая  |  следующая – элементы культуры

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление