Преимущества кросс-культурных исследований

Проверка применимости результатов кросс – культурных исследований

Большая часть знаний в социальной психологии базируется на исследованиях, осуществленных на респондентах из представителей Европы и Северной Америки. При этом важно отметить, что более чем 90 процентов научных данных получено в Северной Америке, которые представляют менее 7 процентов от общего населения земного шара. Чтобы осмыслить значение этого соотношения, представьте себе что, если население земли имеет 100 человек, то 55 процентов будут азиаты, 21 – европейцы, 9 – африканцы, 8 – представители южной Америки и 7 процентов представители северной Америки.

Но даже такой неудовлетворительный расклад с исследовательскими выборками не учитывает тот факт, что большая часть информации получена на контингентах испытуемых из числа студентов вузов и колледжей, которые в принципе не репрезентативны по отношению ко всему населению в целом (Sears, 1986). Если наука претендует на универсальность, необходимо проводить кросс-культурные исследования для проверки обобщаемости получаемых данных.

Другой изъян исследовательских выборок состоит в том, что, по меньшей мере, в период до 1970-х годов большая часть эмпирических данных основывалась на испытуемых мужского пола. Женщины «не присутствовали» в качестве испытуемых, и во многих случаях эмпирические условия и задания были больше приемлемы для мужчин, чем женщин (Nielsen, 1990). По-видимому, следует признать, что проведение исследований за пределами университетских условий, накладывает дополнительные трудности на академических психологов. И особенно трудно проводить исследования в институциональных образованиях (например, в школах, тюрьмах). Руководители подобных структур воспринимают проведение таких исследований как неоправданное вмешательство в сферу их компетентности. Они вполне обоснованно опасаются, что широкой общественности станут известны недостатки их деятельности, поэтому склонны к тому, чтобы  их не беспокоили. Но даже в тех случаях, когда мы проводим исследования не на учебных выборках, они вряд ли будут репрезентативными для всего человечества. Не смотря на то, что при проведении кросс-культурных исследований существуют специфические методологические трудности (Triandis, Berry,  1980), если таких исследований не проводить, то невозможно увидеть различия между результатами исследований, представляющими локальный интерес, и теми исследованиями, в которых говорится об универсальных явлениях.

Важность проверки наших результатов не других контингентах хорошо иллюстрирует работа Амира и Шарона (Amir, Sharon, 1987). Они стали анализировать все публикации в ведущих психологических журналах в период с 1973 по 1975 годы. Публикации были сгруппированы в семь категорий в соответствии с проблематикой исследований, и по методу случайной выборки было отобрано по пять статей из каждой категории. Эти статьи были проанализированы с точки зрения повторного получения результатов исследований. Анализ показал, что только шесть работ имеют хорошие шансы для повторения, поскольку их тематика не была связана со специфично американскими проблемами и не требовала больших сложностей методического плана. В своей работе авторы сообщили о своей попытке повторить эти результаты на студентах израильских колледжей и школьниках старших классов. Более половины предыдущих результатов (34% из 64%) повторить не удалось.

Некоторые пессимистично настроенные социальные психологи утверждали, что многие из этих результатов невозможно было бы повторить и в Соединенных Штатах. Это так могло и быть. Для ответа на этот вопрос нам нужно было бы провести аналогичное исследование в тех же самых американских условиях (Детройте, Иллинойсе или где-то еще). Во всяком случае, авторы добавили: «Низкий уровень повторяемости результатов предыдущих исследований становится еще более поразительным, если принять во внимание тот факт, что сам метод отбора исследований для проверки повторяемости изменял последующие результаты в направлении их большей “универсальности”. Тем самым из сферы проверки исключались те экспериментальные исследования, которые фактически трудно повторить в принципе» (с. 468).

Короче говоря, нам следует быть очень осторожными в своих предположениях о применимости ко всему человечеству результатов тех исследований, которые опубликованы в наших лучших журналах.  Особую осторожность следует проявлять, если исследуются сложные явления и если принять во внимание тот факт, что образованные люди имеют тенденцию становиться более похожими друг на друга, чем менее образованные. Школьное и институтское образование само по себе имеет своим результатом уменьшение культурных различий между людьми (Rogoff, 1981). Более того,  культурная дистанция, например, между Соединенными Штатами и Израилем, в которых получено большинство социально-психологических открытий и результатов, не такая большая в сравнении с культурами, в которых проживает большая часть человечества.

кросс-культурные ошибки – предыдущая  |  следующая – культурная дистанция

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление