Проверка применимости результатов кросс – культурных исследований (продолжение)

Антропологи считают, что в мире существует шесть или семь «культурных регионов»*, которые наиболее сильно отличаются друг от друга:

1. Европа и те регионы, на которые сильное влияние оказала европейская культура, например, Северная Америка. Этот регион включает также и людей, проживающих в районах Средиеземного моря, таких как Северная Африка и Израиль (Вспомним, что такие монотеистические религии, как Иудаизм, Христианство и Ислам, имеют между собой много общего).

2. Южная Африка, район Сахары.

3. Восточная Азия (Япония, Китай) и южная Азия (например, Индия).

4. Острова Тихого океана, включая австралийских аборигенов.

5. Индейцы Северной Америки.

6. Индейцы Южной Америки.

В последнее время группа антропологов выдвинула идею, что таких регионов на самом деле семь (Burton et al., 1992), но для нас эта деталь не имеет большого значения. Важно отметить, что Израиль представляет в основном такой же культурный регион, как Северная Америка. Поэтому можно ожидать, что социально-психологические результаты, полученные в Северной Америке, имеют больше шансов на повторение в Израиле, чем, скажем, в Индии или Китае, или если респондентами будут представители племени, проживающего в районе реки Амазонки.

При измерении культурной дистанции мы должны учитывать, по крайней мере, пять аспектов: язык, структуру семьи, религию, уровень жизни и ценности.

1. Известно, что языки группируются в «лингвистические семьи». Лингвисты обнаружим эти семьи, изучая сходство и подобие в словах и языковых моделях. Например, индо-европейские языки простираются от Индии до Ирландии с небольшими вкраплениями других языков (венгры, финны, баски). Эта лингвистическая семья отлична, скажем, от японцев или зулусов.

2. Семейные структуры могут колебаться от полигиничных (муж имеет несколько жен) и полиандричных (жена имеет несколько мужей) до моногамных (один супруг); от расширенных семей (например, всеми ресурсами совместно владеют все братья и их семьи) до ядерных (отец, мать, дети). Тодд (Todd, 1983) выделил восемь типов семейных структур.

3. В рамках христианства, иудаизма, ислама, индуизма, буддизма, синтоизма и в языческих культах также  существует много вариаций.

4. Для измерения уровня состояния здоровья населения, часто используется показатель валового национального продукта на душу населения (ВНП/чел). По этому показателю разница между странами огромна, например, от 150 долларов в Бангладеш до 23 тысяч долларов в Швеции (естественно, эти показатели изменяются, поскольку происходят колебания курса доллара).

5. В ценностных структурах также существуют большие различия (Schwartz, 1992). Например, есть культуры, в которых ценноси «почитание традиций» и «почитание родителей и взрослых» являются намного более важными, чем ценности «удовольствия» или «веселой жизни».

Минимальная культурная дистанция будет иметь место тогда, когда в культурах идентифицируются сходные характеристики в языке, структуре семьи, религии, показателе ВНП/чел и ценностях. Наибольшая дистанция будет встречаться тогда, когда все пять показателей различны. В случае с Соединенными Штатами и Израилем языки принадлежат различным лингвистическим группам (но большинство израильтян знают английский язык); семейные структуры одинаковые; религии в определенном смысле различны, но монотеизм способствовал формированию общих традиций; показатели ВНП/чел различны, но не очень сильно; ценности различны, но в сравнении с остальным миром относительно одинаковы. Вообще при рассмотрении этого вопроса в общемировом масштабе эти две культуры имеют намного больше одинаковых культурных элементов, чем отличных.

Исходя из выше приведенных данных, некоторые читатели, возможно, придут к заключению, что не следует доверять никаким данным, публикуемым в наших журналах.  Однако прежде чем утвердиться в идее абсолютной культурной специфичности, важно иметь в виду тот факт, что представители человеческого рода действительно имеют между собой много общего. Поэтому некоторые положения и гипотезы, отражающие человеческую общность и сходство, по всей видимости, можно проверить и подтвердить в последующих (повторных) экспериментах. Клайнберг (Klineberg, 1954) использовал для идентификации некоторых видов поведения (например, поиск пищи, отход ко сну) идею «зависимого мотива», наличие которого делает эти виды поведения универсальными, если: (1) они имеют психологическую основу и (2) их можно обнаружить как среди людей, так и других животных. Существуют также и другие виды универсалий, включая лингвистические (Brown, 1991).

Лоннер (Lonner, 1980) представил данные, свидетельствующие о том, что во всех культурах мы обнаруживаем атлетические игры, ухаживания за женщиной, танцы, праздничные церемонии, ритуалы и обряды похорон, азартные игры, дарение подарков, приветствия, выражение гостеприимства, юмор, структуры кровных связей и правила нанесения визитов. Но сама форма проявления этих типов поведения может быть различной. Например, во многих частях света приветствие может включать прикосновение к носу, коленопреклонение или громкие выкрикивания, чего почти никогда не бывает в западной культуре.



* на эту тему существует много исследований, основанных на выявлении сходства и подобия социальных структур, языка и религии; см. Бертон, Мур, Вайтинг и Ромни. 1992.

 

кросс-культурные исследования – предыдущая  |  следующая – культурно-специфические аспекты

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление