canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Культурные изменения - естественный процесс. Динамика культурных изменений

Изучение культурных изменений

Культуры изменяются различными путями (Berry, 1980b): от войн, коммерческой деятельности, туризма, миссионерства и других факторов.

Зачастую некоторые виды изменений трудно изучать в собственной культуре, поскольку они уже произошли. Но их можно изучать в других культурах. Например, как влияет появление телевидения на поведение людей (Lonner,  1985)? Можно изучать социальную жизнь в сообществах, в которых в настоящее время нет телевидения, перед его появлением и после введения и наблюдать, как изменяется социальное поведение.

Во многих исследованиях подобного рода было обнаружено, что появление телевидения имеет своим следствием уменьшение объема социальных взаимодействий людей в целом. Сравнивая то, что люди делали до этого, с тем, что они делают после внедрения в их жизнь телевидения, исследователи обнаружили следующие вещи. Люди тратят больше времени, сидя у телевизоров, меньше друг с другом разговаривают, меньше играют в игры и рассказывают сказок. Вполне вероятно, что изменения подобного рода происходили и в американской культуре как следствие внедрения телевидения, но изучать их уже невозможно. Можно предположить, что детям нежелательно смотреть телевизор по сорок часов в неделю, но это трудно зафиксировать, пока не будем иметь надежных данных. Их можно получить в тех культурах, где телевидение только вводится в жизнь.

Еще более важные изменения в американской культуре произошли во второй половине двадцатого века. Мне уже достаточно много лет, чтобы вспомнить, когда один из преподавателей профессорско-преподавательского состава в одном из небольших колледжей (1960) был уволен за то, что решился на бракоразводный процесс. Сегодня трудно представить, чтобы администрация какого-либо колледжа предприняла подобные меры против кого-либо из своих преподавателей из-за того, что они развелись со своей супругой / супругом, или за то, что он/она живет с партнером вне законного брака. Это культурное изменение!

В 1958 году в моем Университете был уволен профессор за то, что опубликовал в студенческой газете статью, в которой высказал предположение о желательности для молодых людей «проверять» свои взаимоотношения до заключения брака. Сегодня такие формы проверки, как добрачное сожительство в гражданском браке, достаточно обычны и не вызывают осуждения. Один мой коллега собрал и проанализировал подобные ситуации и пришел к выводу, что уволенный профессор ошибался*. Полученные данные свидетельствовали о том, что люди, выступавшие испытуемыми, заранее оценивали свои брачные отношения, как находящиеся на грани развода**. Возможное объяснение заключается в том, что чем более «консервативен» человек в своих традиционных ценностях, тем меньше вероятность развода. Главное, что хотелось подчеркнуть этим примером, состоит в том, что в настоящий момент уровень сексуальной свободы в Америке намного больше, чем тридцать пять лет тому назад.

Другой феномен культурных изменений – это явление аккультурации. Подробнее этот вопрос будет обсужден в 9-й главе. Сейчас в качестве примера рассмотрим только аккультурацию испаноязычных мигрантов (особенно из Мексики) в Соединенные Штаты.

Можно предположить, что аккультурация имеет линейный характер, но фактически характер этого процесса более сложный. Тиандис, Кашима, Шимада и Виллерел (Triandis, Kashima, Shimada, Villareal, 1986) показали, что существуют три возможные модели аккультурации. Они приводят данные, свидетельствующие о том, что разные модели аккультурации приводят к формированию разных культурных характеристик. Во-первых, для испаноязычных мигрантов характерно усвоение некоторых форм поведения, не свойственных  традиционным, что обычно обозначается термином аккомодация. Во-вторых, наблюдаются случаи отклонения от нормативных представлений. Это означает, что некоторые представители этих групп становятся большими «экстремистами» в демонстрации совей приверженности к новому образу жизни, чем носители основной культуры.

И, наконец, существует феномен этнической аффилиации (этнической приверженности – примеч. переводчика, В.С.). Это означает, что представители испаноязычных сообществ, которые прожили несколько лет в нашей стране, остаются более похожими на представителей своей собственной культуры (Мексико, Пуэрто-Рико) по ряду характеристик, чем те, кторые только что прибыли в нашу страну. В работе Триандиса с коллегами полученные данные свидетельствуют в пользу процессов аккомодации или отклонений от своих традиционных представлений и характеристик.

Модели аккультурации зависят также от того, какое поколение является предметом изучения. Дети новых иммигрантов готовы объединяться и быть похожими на детей страны пребывания. Но внуки этих иммигрантов чувствуют себя вполне комфортно в связи со своей этничностью  и часто проявляют этническую привязанность для выделения себя из остальной массы (Waters, 1990).

Не исключено, что вновь прибывающие иммигранты, возможно, и захотят полностью раствориться в гостевой культуре (ассимиляция) или, наоборот, предпочтут остаться обособленными от нее. Если они стремятся ассимилироваться, то основным определяющим фактором – будут ли они проявлять аккомодацию, отклонение от нормативных представлений или этническую приверженность – является наличие или отсутствие предубеждения и дискриминации по отношению вновь прибывшим. Чем лучше иммигранты смогут «выдержать экзамен», тем вероятнее, что они должны будут ассимилироваться или даже демонстрировать отклонение от нормативных представлений. И чем сильнее они отвергаются коренным населением, тем больше вероятность, что они будут проявлять этническую приверженность, особенно в тех регионах, где их этнические особенности не будут объектом пристального внимания со стороны основной массы населения, поскольку в этом случае нет опасности быть наказанным за то, что они отличны от большинства



* здесь имеется в виду обобщающая оценка подобных ситуаций со стороны испытуемых репрезентативной выборки – прим. переводчика, В.С.

** Это можно объяснить следующим образом: во-первых, сам механизм отбора испытуемых, по-видимому, заранее предопределял их отношение как к оценке своих брачных отношений, так и, во-вторых, их оценку увольнения профессора за советы молодым людям вступать в добрачные отношения. Это может свидетельствовать только о том, вопреки приводимому автором примеру о происходящих культурных изменениях, что культурные традиции и ценности очень «сопротивляемы» нововведениям – примеч. переводчика, В.С.

естественные эксперименты – предыдущая  |  следующая – этноцентризм

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление

Яндекс.Метрика