Яндекс.Метрика

Глава 1. Влияние культуры на наши представления о себе и социальном поведении

Культура для общества это то же, что память для отдельного человека. Другими словами, культура включает традиции, которые «говорят» человеку о том, что «это работало» в прошлом. Она также ориентирует человека, как воспринимать окружающий мир и себя самого, понимать свои не сформированные представления об окружающем мире и должном поведении.

Наиболее общее определение культуры – это та часть окружающей среды, которая создана самим человеком – было дано Герковичем (Herskovits) в книге «Культурная антропология» (1955). Со времени первого знакомства с культурной антропологией по этой книге я имею пристрастие к этому определению. Признавая, что оно очень широко, оно в то же время его можно подвергнуть более детальному рассмотрению. Отделив материальные аспекты культуры (орудия, дороги, радиостанции) от субъективных нематериальных (категоризации, ассоциации, нормы, роли, ценности), мы можем изучать влияние субъективных факторов на поведение (это осуществлено в 4-й главе).

Анализируя субъективную культуру, мы узнаем, как люди воспринимают, категоризируют, осмысливают и оценивают объекты окружающего мира. Короче говоря, мы узнаем, каким именно образом люди, принадлежащие к разным культурам, воспринимают и оценивают свое социальное окружение. Элементы субъективной культуры организованы в различные модели. И хотя в каждой культуре эти модели различны, мы можем выделить ряд общих схем, которые применимы ко всем культурам. Это так называемые культурные синдромы. Культурный синдром – это модель (схема, образец, матрица) убеждений, установок, самоопределений, норм и ценностей, которые организованы вокруг некоторых тем и предметов (которые могут быть идентифицированы и определены в данном социуме). В этой книге мы будем иметь дело с 4-мя такими синдромами:

Сложность. Некоторые культуры более сложны по своей организации по сравнению с другими.

Индивидуализм. В некоторых культурах жизненный опыт структурируется вокруг автономных индивидов.

Коллективизм. В некоторыех культурах субъективный культурный опыт организуется вокруг одного или нескольких  коллективов, таких как семья, племя, религиозная группа или страна.

Плотность (или связанность). В некоторых культурах существует много норм, правил и ограничений для социального поведения, тогда как другие культуры более свободны от таких ограничений.

Культура разными путями очень тонко влияет на поведение. При чтении этой книги вы много узнаете о самих себе, своей и других культурах. Кроме этого, вы увидите, что ваши представления о социальном поведении были сформированы западной культурой, поскольку социальная психология создавалась в Европе и Северной Америке. Почти все социальные психологи вышли из этих регионов (так же как и почти все достижения этой науки). Весь Запад – это все более сокращающаяся часть человечества (около 27%), тогда как около 35% населения земного шара живет в Китае и Индии!  Эта книга и написана для того, чтобы мы получили более широкое представление о социальном поведении,  обращая внимание на то, как культура воздействует на него.

Хотя культура формирует социальное поведение, это не единственный важный фактор. Биология и экология играют не меньшую роль. Но их влияние меняется в зависимости от конкретной ситуации. В ситуации, когда не хватает кислорода, наше поведение будет обусловлено тем, что трудно дышать. Но, как мы увидим, культура тоже очень важный фактор.

Мы не осознаем влияние собственной культуры до тех пор, пока не вступаем в контакт с представителем иной культуры. Для иллюстрации позвольте рассказать о том, что случилось со мной, когда я впервые поехал в Индию в 1965 году. Я отправил письмо в  единственный в то время западный отель в городе Майсуре с просьбой забронировать комнату на конкретный срок. В ответ получил открытку, содержащую две позиции, одна из которых гласила: «Мы не можем вам забронировать комнату в указанные вами сроки». Напротив нее имелась отметка «Х». Я понял это так, что отель не может предоставить мне номер. Тогда я написал А.В. Шанмугаму (Shanmugam – своему соавтору, Триандис 1972.) и попросил подыскать мне другое место. Он не стал выяснять ситуацию в этом отеле, поскольку знал, что в его окрестностях  большая кино-группа снимала фильм в джунглях. Прибыв в Майсур, я понял, что другое место меня не устраивает. В надежде, что кто-нибудь аннулировал предварительный заказ, я пришел в тот отель выяснить, нет ли свободных мест. Когда я назвал свою фамилию, администратор очень удивился и сказал, что они меня ждут! Я объяснил, что в открытке, которую мне прислали, было отмечено «Х» перед словами «Мы не можем …». С еще большим удивлением администратор сказал: «Конечно! Мы отмечаем те позиции, которые не используются».

социальная психология – предыдущая  |  следующая – коллективистские культуры

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление