Яндекс.Метрика

Эмические и этические аспекты кросс-культурного исследования

В первой главе было введено представление об этических (универсальных) и эмических (культурно специфических) элементах культуры. При чтении литературы по кросс-культурной проблематике, скорее всего, мы сталкиваемся с этими терминами.

Эмические аспекты – это, грубо говоря, представления, формы поведения, вопросы и концепции, которые являются специфичными для данной культуры. Этические аспекты – это представления, формы поведения, вопросы и концепции, которые являются универсальными, т.е. общими для изучаемых культур.

Эмические концепции особенно продуктивны для коммуникаций в рамках культуры, когда одно слово может использоваться для  передачи смысла сложной идеи или представления. Например, один географ, изучавший жителей Тьерра дель Фуэго (местности, расположенной на южной оконечности Южной Америки), сообщил мне интересную информацию. При взаимодействии они часто используют слово мамихлапинатапеи, которое означает следующее: «смотреть друг на друга в надежде, что кто-то первый предложит что-то сделать, чего они хотят оба, но ни один из них не хочет первым предложить это другому». Можно было наблюдать сцены встреч, когда парень встречается с девушкой, и они оба начинают мамихлапинатапеи. Мы можем много узнать об этой культуре, если знаем значение этого слова. Таким образом, изучая смысловое содержание конкретных слов, мы больше узнаем о самой культуре.

Эмические концепции очень важны для понимания культуры. Однако, поскольку эти концепции уникальны для конкретной культуры, их бесполезно использовать в кросс-культурных сравнениях.

Давайте рассмотрим аналогию: сравним яблоки с апельсинами. Яблоки и апельсины имеют ряд общих свойств, таких как размер, вес, цена, доступность. В то же время они имеют ряд уникальных характеристик, таких как запах и вкус. Ясно, что если мы хотим понять, что такое апельсин, нужно знать его вкус. Но не возможно сравнивать яблоки и апельсины по вкусу апельсина, за исключением того, что можно сказать – яблоки не обладают вкусовыми качествами, присущими апельсинам. С другой стороны, если вести разговор о цене, то сравнивать яблоки с апельсинами можно. Если мы хотим сравнивать цену с размером или весом, то это определенно также можно делать. Таким образом, мы можем создать теорию взаимоотношений размера – веса – цены и посмотреть, в одинаковой ли мере она применима и к яблокам, и к апельсинам, и даже распространить ее применимость по отношению к другим фруктам. Эмические концепции подобны запаху и вкусу апельсинов и яблок; этические – размеру, весу и цене. Таким образом, для одних целей, таких как сравнение, мы должны использовать этические концепции; для других целей, таких как получение реального «вкуса» («понимания и представления») конкретной культуры, необходимо использовать эмические концепции.

Говоря более формально, эмические элементы изучаются внутри одной культуры, и их структура раскрывается внутри этой системы. Изучение этических элементов осуществляется вне (извне) системы одной культуры и охватывает несколько культур (не менее двух), а их структура является теоретической. Чтобы разработать «научные» обобщения в отношении взаимосвязей между переменными, мы должны использовать этические элементы. Хотя, если мы хотим понять конкретную культуру, необходимо использовать эмические элементы.

Многие антропологи работают с эмическими элементами культуры и считают изучение этических элементов бессмысленным. Они, по-видимому, придерживаются мнения, что мы ничего не узнаем о яблоках, только зная их цену, вес и размер. Психологи стремятся получить общие закономерности в отношении людей, поэтому они стараются не вникать в частности, присущие отдельной культуре. Кросс-культурные психологи стремятся и к  пониманию культур, и к их сравнению. Они работают и с эмическими, и с этическими элементами.

Важный момент состоит в том, чтобы обнаружить сходимость результатов, получаемых разными методами в понимании реальности. Некоторые «конструктивистски» мыслящие гуманисты и люди, претендующие на звание ученого, утверждают, что природа конструируется, а не открывается,  что правда и истина творятся, а не отыскиваются (см., например, Haraway, 1981). Это экстремальная позиция. С другой стороны, субъективные реакции на реальный мир часто конструируются. Например, я реалист и поэтому не верю, что женщины не могут быть такими же эффективными руководителями высшего звена управления, как и мужчины только на основании того, что в обществе по этому поводу существует «мудрое» мнение («конструкт») в пользу мужчин, разделяемое сообществом современных менеджеров высшего звена. Я бы согласился с этой точкой зрения, если бы мне кто-то показал, опираясь на данные убедительного исследования, что это мнение справедливо (правильно, корректно).

Конструктивизм легко приводит к такому образу реальности, который существует только в голове отдельного человека. Возможно, это и не плохая литература, но это ужасная наука. Содержанием науки является диалог ученых с природой. Этот диалог требует использования и применения резных методов для повторения наиболее важных результатов и проверки сходимости данных наблюдения и измерения. Если такая сходимость заметна и отчетлива, т.е. включает гуманитарные «результаты» в такой же мере, как и данные, получаемые научными методами, то уверенность в том, что обнаружили важное явление намного больше (чем когда имеем мнение одного человека или данные, полученные в одном месте с применением только одного метода). Важное различие между гуманитарным  и научным методом состоит в противопоставлении субъективного и объективного. Если гуманитарные заключения основаны на серьезных рассуждениях, то они в определенной мере должны сходиться с другими данными; они не могут оставаться целиком субъективными.

результаты исследований – предыдущая  |  следующая – этический конструкт

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление