Психология юношеского возраста

Кон Игорь Семенович.

Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979. — 175 с.

В центре внимания автора — основные закономерности и свойства юношеской психологии с точки зрения формирования личности. В кни­ге показано, что становление личности молодого человека зависит от социальной среды, характера деятельности и от индивидуально-типологических особенностей юношей и девушек. Юность рассматри­вается автором как стадия жизненного пути и как этап социализа­ции личности.

Оглавление.

Предисловие.

Глава I. Юность как предмет научного исследования

I. 1. Юность и юношество в исторической перспективе

I. 2. Методологические проблемы возрастной психологии

I. 3. Теории юности в зарубежной психологии

Глава II. Юность как стадия жизненного пути (внутренняя пози­ция)

II. I. Онтогенез и жизненный путь

II. 2. Натуральный ряд развития (процессы физического созревания)

II. 3. Социальный ряд развития (процессы социализации)

Глава III. Формирование личности и открытие «Я»

III. 1. Умственное развитие

III. 2. Эмоции и чувства

III. 3. Самосознание и образ «я»

III. 4. Дифференциально-психологические аспекты развития

Глава IV. Взаимоотношения со взрослыми

IV. 1. Возрастные различия и преемственность поколений

IV. 2. Положение в семье и отношения с родителями

IV. 3. Положение в школе отношения с учителями

Глава V. Общество сверстников и юношеские группы

V. 1. Общество сверстников как фактор социализации

V. 2. Личность в организованном коллективе (школьный класс и комсомольская организация)

V. 3. Спонтнные группы и свободное общение

Глава VI. Межличностные привязанности. Дружба

VI. 1. Генезис эмоциональных привязанностей

VI. 2. Юношеская дружба

Глава VII. Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек

VII. 1. Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли

VII. 2. Психология юношеской сексуальности

VII. 3. Любовь и дружба юношей и девушек

VII. 4. Дифференциально-психологические аспекты психосексуального развития

Глава VIII. Формирование мировоззрения и общественной активности

VIII. I. Формирование мировоззрения

VIII. 2. Жизненные планы и профессиональное самоопределение

VIII. 3. Становление морального сознания

VIII. 4. Художественные интересы и восприятие искусства