тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

IV. 3. Положение в школе отношения с учителями

Сказанное в полной мере относится к школе.

Положение современного старшеклассника в школе довольно сложно и неоднозначно. С одной стороны, положение старших наладывает на юношей дополнительную ответственность. Старшеклассник, особенно комсомолец, чувствую себя помощником учителя, перед старшеклассником ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, в дисциплинарном отношениии, по своим правам он остается фактически на том же самом уровне, что и раньше. он обязан беспрекословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации часто функционируют под контролем и руководством классного руководителя и школьной администрации, причем иногда это руководство перерастает в мнлочную опеку.

Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения и знаниям, к учителям, соученикам. Младший школьник и даже подросток еще не различают этих моментов, они просто “любят” или “не любят” школу. Установки старшеклассников гораздо более дифференцированы. Его отношение к школе в целом характеризуется растущей сознатель­ностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы. Это хорошо показано в работах Л. И. Божович и ее сотруд­ников. Он обязан беспрекословно выполнять все требования учителей.

Учение — ведущая деятельность старшеклассника; получение среднего образования в современных условиях является граж­данским долгом и жизненной потребностью каждого молодого советского человека. Но мотивы учения с возрастом меняются.

В I—II классах ребенок еще не осознает самого содержа­ния учебы и ориентируется главным образом на отметку, за ко­торой для него стоит определенное отношение учителя. В III—VII классах учение становится прежде всего средством завоевать престиж у сверстников, заслужить репутацию хороше­го ученика. Для старшеклассника все это уже менее сущест­венно. Учеба, приобретение знаний становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей деятельности.

С этим связано более равнодушное отношение к учебной отметке, которую многие учителя считают важнейшим сред­ством педагогического воздействия. Конечно, отметка и для де­сятиклассника сохраняет большое значение. Анализируя сочи­нения старшеклассников Ленинграда, Ангарска, Воркуты и Петропавловска-на-Камчатке на тему «Что меня радует и огор­чает в школе?», Т. И. Мальковская отмечает большой удельный вес переживаний, связанных с оценкой знаний, ее объектив­ностью и влиянием на отношения с родителями и товарищами.

Исследования психологов ГДР также показывают, что удов­летворенность или неудовлетворенность своим характером у старших школьников тесно связана с тем, насколько они удов­летворены своими учебными успехами, а также своим положе­нием в классе. Тот, кто недоволен своими отметками, чаще бы­вает недоволен и своим характером. Но, в отличие от младших возрастов, решающее значение в регулировании поведения и степени самоуважения имеет уже не просто чужое мнение или норма, а интериоризованная система взглядов и ценностей.

Понимание учения как подготовки к жизни означает иной, чем у подростков, критерий оценки учебных предметов: на пер­вый план выходит не столько то, что увлекательно или легко дается, сколько то, что «важно», т. е. потребуется в будущем. В целом такая установка более «взрослая», но нередко при этом проявляется довольно примитивный практицизм и техни­цизм, в частности недооценка гуманитарных дисциплин, так как они «в дальнейшем не понадобятся».

Несмотря на понимание необходимости образования и на­личие внутренней потребности в нем, некоторые учащиеся снижают качество учебной работы. Почти половина старшеклассни­ков (в основном мальчики), опрошенных Т. И. Мальковской, не удовлетворены своей учебной деятельностью. Одни связыва­ют это с собственными недостатками (например, ленью), дру­гие — с недостатками учебного процесса. Особенно часто повто­ряются жалобы на перегрузку заданиями и нетворческий стиль обучения. Жалобы на недостаток самостоятельности сплошь и рядом сочетаются у старшеклассников с пассивным отношени­ем к учебе. Это имеет объективные причины. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совер­шенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977) отмечает, что школьные программы и учебники в ряде случаев перегружены излишней информацией и второстепенными материалами, что мешает выработке у учащихся навыков самостоятельной твор­ческой работы.

Если у взрослых, работающих людей количество свободного времени растет, то у школьников его становится меньше. По данным А. Я. Журкиной, обследовавшей бюджет времени около 10 тыс. старшеклассников Москвы, Таганрога и Смоленска, уча­щиеся, помимо классных занятий, ежедневно тратят на приго­товление домашних заданий в среднем 2 часа 40 минут, а наи­более добросовестные — 5—6 часов в день. Большинство стар­шеклассников занимаются и по воскресеньям, затрачивая на приготовление уроков в среднем 4—5 часов.

Вместе с отношением к учебе изменяется и отношение стар­шеклассников к школе как к учреждению. Подростки еще склон­ны рассматривать и описывать школу как свою естественную жизненную среду, «дом», в котором сосредоточены их основные переживания. «Школа,— говорит ученик VI класса,— это дом, где мы учимся, где учителя, которых мы любим или не любим, где интересно, иногда и скучно, но школа — это школа!» Старше­классники видят школу более функционально, как «учебное за­ведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных лю­дей». Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью, хотя и важ­ной частью, его жизненного мира. В средних классах школьни­ков, главные интересы и общение которых сосредоточены вне школы, сравнительно немного, и такая ориентация учеников обычно служит тревожным сигналом. В IX—X классах это уже статистически нормальное явление. Школьная жизнь все чаще рассматривается как временная, имеющая ограниченную цен­ность. Как показывают исследования Р. Г. Гуровой и др., боль­шинство старшеклассников любят свою школу. Но, хотя стар­шеклассник еще принадлежит школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит свое поведение, все чаще находятся вне ее.

са­мооценки друг друга – предыдущая | следующая – психологический климат

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.