V. 1. Общество сверстников как фактор социализации

Разновозрастные группы обладают и своей психологической спецификой. Еще А. С. Макаренко отмечал преимущества раз­новозрастных коллективов с точки зрения большего разнообра­зия социальных ролей и человеческих взаимоотношений. Экспе­риментальные исследования под руководством Л. И. У майского с разновозрастными отрядами в школах-интернатах показали, что разновозрастные группы более эффективны при решении целого ряда коллективных задач и повышают уровень общест­венной активности учащихся. Причем оптимальный диапазон разновозрастности различен в зависимости от вида деятель­ности.

Неоднозначно и понятие «общество сверстников». В одних случаях имеется в виду широкая, неструктурированная, часто только подразумеваемая (иногда далже иллюзорная) общность возрастно-специфических черт поведения и ценностных ориентаций, которую социологи называют юношеской субкультурой. Юноши 16 лет могут быть незнакомы друг с другом, жить в разных городах и тем не менее увлекаться одними и теми же книгами, пластинками, танцевать одни и те же танцы и т. д. Эту специфику «молодежной публики» и ее внутренние возраст­ные градации необходимо учитывать как в сфере производства, рассчитанного на молодежного потребителя, так и в деле вос­питания. В других случаях «общество сверстников» трактуется более узко — как определенная социально-психологическая груп­па. Но понятие группы тоже достаточно многозначно.

Прежде всего нужно различать группы принадлежности (или группы членства), в которых состоит данный индивид (школь­ный класс, комсомольская организация, спортивная команда и т. д.), и референтные группы, на которые он мысленно ори­ентируется и с которыми соотносит свое поведение и самооцен­ку. Эти типы групп далеко не всегда совпадают. Например, ре­ферентной группой подростка может быть компания старше­классников, к которой он ие принадлежит.

Далее, необходимо разграничивать спонтанные, диффузные группы-ассоциации и организованные группы-коллективы. Со­гласно концепции Л. В. Петровского, «в диффузной группе опре­деляющими являются непосредственные отношения и непосред­ственное взаимодействие между индивидами (эмоциональные контакты, податливость или сопротивление групповому воздей­ствию, сенсомоторная или психофизиологическая совместимость и т. п.)». Напротив, «в коллективе в качестве определяющих вы­ступают взаимодействие и взаимопонимание людей, опосред­ствованные целями, задачами совместной деятельности, т. е. ее реальным содержанием. С этой точки зрения коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общест­венно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности» [1].

«Общество сверстников», в рамках и под влиянием которо­го формируется личность старшеклассника, реально существует и двух качественно различных формах: 1) в форме организован­ных и прямо или косвенно направляемых взрослыми коллекти­вов и 2) в форме стихийно складывающихся более или менее диффузных групп общения, приятельских компаний и т. п. Их состав, структура и функции существенно различны.

V. 2. Личность в организованном коллективе (школьный класс и комсомольская организация)

Важнейший коллектив, к которому принадлежит старшекласс­ник и под влиянием которого формируется его личность — эго школьный класс и его ядро — комсомольская организация. Уче­нический коллектив, замечает Л. И. Новикова, с одной сторо­ны— «функция педагогических усилий взрослых, так как про­ектируется взрослыми и развивается под их прямыми и косвен­ными непосредственными или опосредствованными влияниями. С другой стороны — он спонтанно развивающееся явление, так как дети нуждаются в общении и вступают в общение отнюдь не только по установленным взрослыми рецептам.

Эга двойственность находит свое выражение в двойственной структуре коллектива: формальной, определяемой через задан­ную организационную структуру, систему делового общения, на­бор деятельностей, и неформальной, складывающейся в процес­се свободного общения детей» [2].

Уровень коллективной жизни у старшеклассников значи­тельно выше, чем у подростков. Прежде всего повышается социальный уровень целей и обогащается содержание совместной деятельности, составляющей стержень коллективной жизни. От­ношение к коллективу и собственное положение в нем — один из важнейших критериев юношеской оценки товарищей и само­оценки. Наряду с учебой и организацией досуга, коллектив стар­шеклассников ставит своей целью расширение общественно-по­литических горизонтов юношей и девушек и вовлечение их в общественно полезную трудовую деятельность. Старшеклассник должен чувствовать, что он работает не только на себя, но и приносит ощутимую пользу другим. Причем эти задачи должны быть подлинными и достаточно серьезными. Сосредоточение коллектива исключительно на собственных, внутренних проб­лемах неминуемо снижает тонус коллективной жизни, которая начинает казаться старшекласснику слишком узкой и локальной.

_________________________________________________________________________________

[1] Петровский А. В Опыт построения социально-психологической кон­цепции групповой активности.— Вопр. психологии, 1973, №5, с. 77, 78.

[2] Новикова Л. И. О методологическом подходе в исследовании воспита­тельных коллективов. — В сб.: Измерения в исследовании проблем воспита­ния. Тарту, 1973, с. 16.

психологический климат – предыдущая | следующая – сплоченность

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.