V. 2. Личность в организованном коллективе (школьный класс и комсомольская организация)

Но жизнедеятельность старшеклассника не замыкается рам­ками школы. Он сознает себя принадлежащим не к одному, а к нескольким разным коллективам, причем наиболее значимым из них будет тот, который даст юноше наибольшие возможно­сти для саморазвития и самореализации. А. С. Макаренко писал, что «самой реальной формой работы по отношению к личности является удержание личности в коллективе, такое удержание, чтобы эта личность считала, что она в коллективе находится по своему желанию — добровольно, и, во-вторых, чтобы коллек­тив добровольно вмещал эту личность» [1]. Для юноши важно не просто выполнение какой-то социаль­ной роли, но и то, чтобы эта роль соответствовала его индиви­дуальности. Он хочет, чтобы структура деловых отношений в классе максимально соответствовала структуре межличност­ных отношений. Однако это не всегда возможно. Придавая большое значение личным взаимоотношениям, Макаренко в то же время подчеркивал, что в рамках организованного коллек­тива «вопрос отношения товарища к товарищу — это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости» [2]. Для ранней юности типично эмоционально-личностное отно­шение к коллективу. Особенно большое значение придается его сплоченности, дружбе между его членами, причем требования эти нередко бывают максималистскими. В среднем старшекласс­ники положительно оценивают степень сплоченности своих классов, хотя девочки во всех возрастах настроены значи­тельно более критично, чем юноши, а городские школьники — более критично, чем сельские. Однако с возрастом межличностные отношения дифферен­цируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных дру­зей, с другой — происходит заметная дифференциация межлич­ностных отношений в самом классном коллективе. Как показы­вают социометрические исследования Я. Л. Коломинского, А. В. Киричука, X. Я. Лийметса и др. советских педагогов и пси­хологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным ка­жется положение последних. Критерии, определяющие социометрический статус старше­классника в его классном коллективе, сложны и многообразны. По данным Коломинского, на первом месте здесь стоит влия­ние на сверстников (значение этого качества с возрастом неук­ лонно увеличивается) и, как у младших подростков, физиче­ская сила; на втором месте — нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная рабо­та; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на по­следнем месте стоит стремление командовать. По данным Б. Н. Волкова, десятиклассники выше всего ценят качества лич­ности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарища­ми (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем — интеллектуальные достоинства. В исследовании А. И. Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуаль­ные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), мо­ральные качества, волевые качества, деловые качества, внеш­ние данные (внешняя привлекательность, умение следить за со­бой и т. д.). Противоречивость этих данных может объясняться различием как в методах исследования (мотивы личной симпатии могут не совпадать с признаками, по которым человека выбирают для какой-то специализированной деятельности), так и в составе испытуемых (ценностные ориентации учащихся ПТУ могут не совпадать с ориентациями десятиклассников из спецшколы) и в условиях эксперимента (одно дело — сплоченный класс, дру­гое— диффузная группа). Не всегда учитываются половые раз­личия, хотя, например, набор качеств, приводимый Коломинским, выражает явно мальчишеские предпочтения. Групповой статус старшеклассника и его отношение к кол­лективу детерминируются, с одной стороны, индивидуально-личностными свойствами человека, с другой — особенностями данного коллектива и его деятельности. Весьма важен, например, вопрос о соотношении общительности как свойства личности, которое проявляется в деятельности общения относительно неза­висимо от содержания и ситуации этой деятельности, и коллек­тивизма как устойчивого положительного отношения личности к коллективу, его целям, ценностям и задачам. Опираясь на тео­рию темперамента В. С. Мерлина и стратометрическую кон­цепцию групповой активности Л. В. Петровского, И. X. Пикалов нашел, что общительность как свойство личности (она изме­ряется такими параметрами, как легкость — затруднительность, активность — пассивность в установлении контактов и широ­та — узость, устойчивость — неустойчивость круга общения) в некоторых условиях положительно связана с коллективистиче­ским настроем. Это особенно характерно для диффузных юно­шеских групп, в которых статус личности во многом зависит от уровня ее общительности, а высокий статус, в свою оче­редь, способствует выработке положительного отношения к груп­пе. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива групповой статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, включая отношение к коллективу, уровень социальной ответ­ственности и т. д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплоченностью общительность влияет на социометриче­ский выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с вы­сокой сплоченностью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу.

_________________________________________________________________________________

[1] Макаренко А. С. Из истории коммуны имени Ф. Э. Дзержинского. — Соч. в 7-ми т. М., Изд-во ЛПП РСФСР, 1956, т. И, с. 399.

[2] Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. — Соч. в 7-ми т. М., Изд-во АПН РСФСР. 1957, т. V, с. 210.

общество сверстников – предыдущая | следующая – комсомольская организация

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога по семейным проблемам в Москве.