/     /  
Глава VI. Межличностные привязанности. Дружба

Глава VI. Межличностные привязанности. Дружба

VI. 1. Генезис эмоциональных привязанностей Как ни важны для юности коллективные отношения и чув­ство своей «принадлежности», групповые контакты обычно вклю­чают в себя соревновательность, борьбу за положение и авто­ритет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием групповых товарищеских отношений юно­шеский возраст характеризуется напряженным поиском друж­бы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубокой эмо­циональной привязанности. Потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком, по-видимому, врожденная и проявляется уже в пер­вые недели и месяцы жизни ребенка. Однако содержание этой потребности и способы ее удовлетворения, включая степень избирательности контактов, их устойчивости и психологической глубины (интимности), меняются с возрастом, по мере разви­тия личности и ее коммуникативных способностей. Параллельно способности узнавать себя в другом вызревает потребность в самораскрытии. Подростковый и юношеский воз­раст знаменует начало напряженного внутреннего диалога и са­моанализа. Потребность «излить душу» проявляется, в част­ности, в появлении интимных дневников, чтобы, как писал 15-летний Н. А. Добролюбов, «поговорить... хоть с самим собой, за недостатком другого собеседника, который бы с участием выслушал мои признания» [1]. Даже сейчас, когда «моды» на дневники нет, на вопрос: «Вели ли вы когда-либо дневник?»— положительно ответили свыше половины опрошенных ленин­градских девочек-старшеклассниц и 12 процентов юношей этого возраста. «Счастье — это когда тебя понимают»,— говорит юный герой фильма «Доживем до понедельника». Жажда самовыражения, предпосылкой которого является осознание своей особенности,— одна из главных черт юноше­ской психики. Но юношеская коммуникативность часто бывает эгоцентри­ческой; потребность в самовыражении выше интереса к собесед­нику. Подлинная интимность, т. с. совмещение жизненных целей и перспектив двух или нескольких личностей при сохране­нии индивидуальности и особенности каждого из них, предпола­гает наличие относительно стабильного «я». Если его нет, под­росток мечется между желанием слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии. Иногда придумать другого легче, чем понять его. Отсюда — напряженность в отношениях с друзь­ями и любимыми; им нередко навязывается роль зеркала, по­пытка слияния с которым, по выражению Э. Эриксона, причи­няет боль себе и разбивает зеркало. Разные компоненты идентичности созревают не одновремен­но. Каждый новый аспект индивидуальности, будь то усвоение половой роли или выбор профессии, так или иначе претворяется в межличностные отношения, становится значимым объектом коммуникации, причем именно то, что в данный момент пробле­матично, наиболее личностно значимо и интимно. Разным фазам развития личности соответствует поэтому не только разная сте­пень интимности межличностных отношений, но и разные типы значимых лиц, с которыми в первую очередь осуществляется обмен информацией, и разное содержание коммуникации. Все это наглядно проявляется в юношеской дружбе.

VI. 2. Юношеская дружба

Дружба — важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобиль­ности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодежи стано­вятся более поверхностными и экстенсивными, что идеал иск­лючительной и глубокой парной дружбы, дружбы Герцена и Огарева, не соответствует сегодняшним условиям, что дружба вытесняется широкими приятельскими компаниями, основанны­ми на общности развлечений, и т. п. Но жалобы на оскудение дружбы раздавались и в начале нашего века, и в эпоху роман­тизма, и в средние века, и в античности. Высшие нравственные ценности — а дружба во все времена считалась таковой — всегда были дефицитными. Психологические закономерности юноше­ской дружбы — будь то ее идеал или реальные свойства — отли­чаются удивительной устойчивостью и проявляются (разумеет­ся, в разных сочетаниях) в самых различных социальных и куль­турных средах. Другое дело, что дружба разных людей никогда не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивиду­ально-типологические вариации. Возрастная динамика дружбы, как и прочих межличностных отношений, измеряется прежде всего степенью ее избирательно­сти, устойчивости и интимности. Все эти качества с переходом от детства к отрочеству и от отрочества к юности возрастают. Если дошкольники и младшие школышки еще не разграничива­ют дружбу и товарищество, то подростки уже считают дружбу исключительным, индивидуальным отношением. Чем старше че­ловек, тем меньшее влияние на его дружеские отношения ока­зывают внешние, ситуативные факторы. Привязанности ребенка требуют постоянного подкрепления, отсутствие непосредствен­ного контакта с другом быстро разрушает привязанность. В юно­сти дружба может сохраняться и на расстоянии, поскольку она уже интериоризована. _________________________________________________________________________________

[1] Добролюбов Н. А. Дневники. — Собр. соч. в 9-ти т. М.—Л., Гослит­издат, 1964, т. 8, с. 435.

спонтанные группы - предыдущая | следующая - юношеская дружба

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в психологическом центре Просвет.


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)