тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

VIII. 3. Становление морального сознания

Развитие морального сознания у ребенка рассматривается в современной психологии в двух аспектах – когнитивном и мотивационном.

Почти все психологи и философы выделяют в развитии нравственного сознания три главных уровня: доморальный уровень, когда ребенок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических соображений, конвенциональную мораль, ориен­тирующуюся на внешние нормы поведения, и, наконец, автоном­ную мораль, т. е. ориентацию на внутреннюю, автономную систему принципов.

Иначе говоря, сначала ребенок ориентируется на «внешнее» начало: он должен вести себя хорошо, чтобы избегать наказа­ний и получать поощрения; свои поступки он оценивает по их прямым последствиям (плохое наказывается, хорошее поощря­ется). Затем «внешняя» система правил и норм интериоризирует- ся: ребенок старается вести себя хорошо главным образом из потребности в одобрении со стороны значимых для него лиц и в поддержании определенного порядка. «Хорошее» осознается сначала как то, что одобряют значимые для ребенка люди (роди­тели, учителя), а затем как то, что соответствует определенным правилам. Понимание морали как совокупности правил и ожиданий окружающих означает, что источник моральных пред­писаний все еще воспринимается как нечто внешнее, формаль­ное; это ориентация не на осознанный принцип, а на внешний авторитет. Отсюда некоторая неустойчивость поведения ребен­ка, его зависимость от внешних влияний.

С развитием абстрактного мышления личность вырабатывает осознанные моральные принципы, имеющие общую мировоззрен­ческую основу. Поскольку ценность и значение этих принципов уже не зависят от частных жизненных ситуаций, смены груп­повой принадлежности и т. п., то и в осуществлении их человек начинает ориентироваться прежде всего на собственную совесть.

Таким образом, с одной стороны, происходит обобщение иде­алов и норм поведения, которые освобождаются от связи с конк­ретными ситуациями и лицами, а с другой — общие идеалы и формальные принципы индивидуализируются, складываясь в единый образ своего «морального «я» («Здесь я стою и не мо­гу иначе»), которое становится психологически автономным.

Переход к более высокому этапу морального сознания необ­ходимо предполагает достижение индивидом определенного уровня интеллектуального развития. Уже Л. С. Выготский свя­зывал развитие морального сознания и самосознания ребенка с прогрессом абстрактного, понятийного мышления. Новейшие экспериментальные исследования, в частности работы Л. Колберга, не только подтверждают наличие такой связи, но и дока­зывают, что переход от конвенциональной морали к автономной начинается именно в юности.

Психологи давно уже обратили внимание на внутреннюю противоречивость юношеского морального сознания, в котором ригоризм и категоричность оценок странным образом уживают­ся подчас с демонстративным скепсисом и сомнением в обосно­ванности многих общепринятых норм. Такая противоречивость объясняется, если взять психологическую сторону вопроса, имен­но интеллектуальными трудностями. В отличие от ребенка, при­нимающего правила поведения на веру, юноша уже начинает осознавать их относительность, но он еще не всегда знает, с чем именно их нужно соотносить. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой соб­ственного морального и интеллектуального поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается мо­ральному релятивизму: если все относительно, значит все до­зволено, все, что можно понять, можно оправдать, и т. д. По­добные рассуждения кажутся циничными и на самом деле могут перерасти в моральный нигилизм. Однако воспитатель дол­жен различать подлинный цинизм, который проявляется преж­де всего в поведении, и мучительный для самого старшеклассни­ка поиск обобщающего принципа, «символа веры», с помощью которого он мог бы соединить и логически обосновать частные правила поведения, которые представляются ему проблема­тичными.

Целенаправленное этическое воспитание, разъяснение проб­лем и принципов морали в общем виде или на конкретных при­мерах жизни, литературы повышают уровень морального сознания юношей и девушек, помогают им глубже понять, взвесить и оценить жизненные ситуации. Недаром у старшеклассников так велик интерес к лекциям и диспутам на морально-этиче­ские темы.

Интеллектуальное развитие — необходимое, но недостаточное условие роста морального сознания. Решающее значение име­ет собственный опыт личности, ее деятельность, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и нравствен­ные чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты нравственного поведения. Характерный для личности способ решения моральных проблем, как и та система ценностей, с кото­рой эти проблемы соотносятся, формируется прежде всего в ходе практической деятельности ребенка и его общения с окру­жающими людьми. Поведение личности зависит не только от то­го, как она понимает стоящую перед ней проблему, но и от психологической готовности к тому или иному действию. Формиро­вание внутренних моральных инстанций, «морального «я», с которым индивид соотносит свои мотивы и поведение, — результат совместного расширения круга действий и ответственности, раз­вития интеллекта, эмоций и воли, происходящего в ходе прак­тической деятельности личности.

профессиональная ориентация – предыдущая | следующая – нравственный опыт

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым в Москве.