Яндекс.Метрика

Нейропсихология детского возраста.

Микадзе Юрий Владимирович

М59 Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.:

          Питер, 2008. — 288 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

 

В учебном пособии рассматриваются теоретические и эмпирические основы нейропсихологии детского возраста. Описываются предмет и задачи клинической и диф­ференциальной нейропсихологии детского возраста. Представлен нейропсихологический анализ нарушений психических функций, психического развития, поведения, причиной которых являются органические повреждения мозга, а также минимальные мозговые дисфункции, рассматриваемые как следствие и дуальных проявлений нарушений нерв­ной системы в раннем онтогенезе. Отдельный раздел посвящен нейропсихологии индиви­дуальных различий детского возраста. Дано описание методов нейропсихологической диагностики и коррекции. Пособие адресовано студентам психологических факультетов вузов, нейропсихологам, представителям других психологических, а также медицинских специальностей.

Оглавление

От автора

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Глава 1. Методологические предпосылки теории системной динамической локализации высших психических функций

Глава 2. Основные понятия теории системной динамической локализации в приложении к нейропсихологии детского возраста

2.1.  Понятие психической функции

2.2.  Понятие локализации

2.3.  Понятия «симптом» и «фактор»

2.4.  Понятия «синдромный анализ» и «нейропсихологический синдром»

Глава 3. Теория функциональных систем и системогенеза

3.1.  Основные понятия теории функциональных систем

3.2.  Принципы системогенеза

3.3.  Состав психологической функциональной системы и ее мозговая структура

РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКИЙ БАЗИС ТЕОРИИ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВПФ

Глава 4. Морфо- и функциогенез мозга (структурно-функциональное

созревание мозга)

4.1.  Морфогенез мозга

4.2.  Функциогенез мозга

Глава 5. Формирование структурно-функциональной организации мозга как базиса развития ВПФ

5.1.  Нейропсихологичсский аспект периодизаций возрастного развития

5.2.  Внутри- и межсистемные связи на разных этапах онтогенеза

5.3.  Сенситивный период

5.4. Проблема взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психических функции

Глава 6. Особенности генеза психических функций

6.1.  Зрительное восприятие

6.2.  Праксис

6.3. Внимание

6.4. Память

6.5.  Мышление

6.6.  Речь

РАЗДЕЛ III. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ МОЗГА

Глава 7. Особенности поражения нервной системы и исследования нарушений психических функций в детском возрасте

7.1. Причины и специфика заболеваний и повреждений нервной системы в детском возрасте

7.2.  Характеристика органических поражений мозга

7.3.  Особенности исследования нарушений психических функций в детском возрасте

Глава 8. Нарушения речевых функций при органических повреждениях мозга

8.1.  Общая характеристика речевых расстройств в детском возрасте

8.2. Нарушение речевой сферы при поражении левого и правого полушарий мозга и при поражении срединных структур

Глава 9. Нарушения перцептивных функций при органических повреждениях мозга

9.1.  Нарушение перцептивных функций при поражении левого и правого полушарий мозга и при поражении срединных структур

9.2.  Нарушения зрительно-конструктивной деятельности

Глава 10. Нарушения психических функций и поведения при эпилепсии

10.1. Классификация эпилепсии

10.2. Характеристика парциальных и генерализованных форм эпилепсии

10.3. Нарушения психических функций при эпилепсии

Глава 11. Основные итоги исследования нарушений психических функций при органических повреждениях мозга

РАЗДЕЛ IV. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА, ПРОЛОНГИРОВАННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 12. Характеристика резидуальных состояний органического генеза

12.1. Понятие дизонтогенеза

12.2. Минимальные мозговые дисфункции

12.3. Роль биологических и средовых факторов в нарушениях психического развития при наличии ММД

Глава 13. Нарушения психического развития

13.1. Расстройства развития речи. Детская дисфазия

13.2. Расстройства научения

13.3. Аутистическос расстройство

Глава 14. Нарушения поведения

14.1. Гиперактивность и дефицит внимания

14.2.Тики

Глава 15. Некоторые итоги анализа нарушений психических функций в клинической нейропсихологии детского возраста

РАЗДЕЛ V. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 16. Общая характеристика нейронсихологичсского подхода к проблеме индивидуальных различий в психическом развитии детей

16.1. Общая характеристика вариантов нормального (непатологического) психического развития 

16.2. Задачи дифференциальной нейропсихологии детского возраста

16.3. Иррегулярность психического развития

16.4. Проблема школьной успеваемости

16.5. Нейроисихологическне аспекты других видов индивидуальных различий

Глава 17. Нейропсихологический синдромный анализ индивидуальных различий в психическом развитии

17.1. Синдромы несформированности психических функций

17.2. Метасиндромы развития и отклонений в психическом развитии

Глава 18. Левшество как один из вариантов индивидуального развития

18.1. Общая характеристика левшества

18.2. Нейроисихологическне исследования онтогенеза левшей

РАЗДЕЛ VI. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 19. Методы нейропсихологического обследования высших психических функций в детском возрасте

19.1. Основные традиции современной нейропсихологической диагностики

19.2. Отечественные методы нейропсихологического обследования детей

19.3. Зарубежные методы нейропсихологического обследования детей (А. В. Агранович)

Глава 20. Основные подходы к коррекционной работе в нейропсихологии детского возраста (Т. Г. Горячева)

20.1.  Общая характеристика коррекционной работы

20.2.  Направления коррекционно-развивающего обучения

20.3.  Особенности работы в группе

Литература

Приложение. Программа дисциплины

«Нейропсихология детского возраста»

  1. 1.  Организационно-методический раздел
  2. 2.   Содержание лекционного курса
  3. 3.   Распределение часов курса по темам и видам работ
  4. 4.  Учебно-методическое обеспечение курса