РАЗДЕЛ II Глава 4. Морфо- и функциогенез мозга (4.1.\ 4.1.1.)

РАЗДЕЛ II ЭМПИРИЧЕСКИЙ БАЗИС ТЕОРИИ СИСТЕМНОЙ  ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВПФ

Глава 4. Морфо- и функциогенез мозга (структурно-функциональное созревание мозга)

Структурно-функциональное созревание мозга следует понимать как процесс возрастных изменений в морфологии и функциях как отдель­ных структур, так и всего мозга в целом. При этом количественные преобразования, или «рост», указывают па увеличение размеров эле­ментов, структур; качественные преобразования, или «развитие», — на их дифференцировку, структурные перестройки, то есть содержатель­ные преобразования, приводящие к функциональной специализации.

Дифференцировка рассматривается как процесс, приводящий к по­явлению конкретных специализаций в ранее малоспециализированных структурах и явлениях (Безруких М. М., Сонысин В. Д., Фарбер Д. А., 2002; Марютина Т. М„ 2005).

4.1. Морфогенез мозга

Морфологическое созревание мозга определяется по таким показате­лям, как размеры и диффереицировапность по клеточному составу все­го мозга и отдельных его частей. Кроме этого, оценивается способ орга­низации различных частей мозга, нейронных ансамблей и нейронов, а также характер взаимосвязи между ними.

Вес мозга, как общий показатель изменения нервной ткани, состав­ляет при рождении 371 г (у мальчиков) и 361 г (у девочек) и увеличи­вается соответственно до 1353 и 1230 г к моменту полового созрева­ния (рис. 4.1 Е. Д. Хомская приводит данные для европейской популяции, которые составляют 1375 г (у мальчиков) и 1245 г (у де­вочек).

Максимальное увеличение веса мозга приходится на первые годы жиз­ни (табл. 4.1), увеличение веса замедляется в 7-8 лет, и максимальный вес достигается у мужчин в 19-20 лет. у женщин — в 16-18 лет (Клоссов- ский В. Н., 1949; Ляпидевский С. С., 1965). Так, вес головного мозга но­ворожденного составляет примерно 30 % от веса взрослого человека, к двум годам — 70 % и к шести годам — 90% (Берк Л. Е., 2006).

Таблица 4.1

Увеличение веса мозга по годам

Возраст Мальчики Девочки Коэффициент увеличения по отношению к исходному весу
Мальчики Девочки

2 года

1011

896

2,7

2,5

3 года

1080

1000

2,9

2,7

4—6 лет

1305

1140

3,5

3,2

8-16 лет

1353

1230

3,6

3,4

 

4.1.1. Функциональные блоки мозга

Дифференциация систем мозговой коры происходит постепенно, и это приводит к неравномерному созреванию отдельных мозговых струк­тур, входящих в три функциональных блока мозга.

При рождении у ребенка практически полностью сформированы подкорковые образования и близким к завершению является созрева­ние проекционных областей мозга, в которых заканчиваются нервные волокна, идущие от рецепторов, относящихся к разным органам чувств (анализаторным системам), и берут начало моторные проводящие пути.

Указанные области выступают материальным субстратом всех трех блоков мозга. Но среди них наибольшего уровня зрелости достигают структуры первого блока мозга (блока регуляции активности мозга). Во втором (блоке приема, переработки и хранении информации) и третьем (блоке программирования, регуляции и контроля деятель­ности) блоках наиболее зрелыми оказываются только те фрагменты коры, которые относятся к первичным полям, осуществляющим’при- ем приходящей информации (2-й блок) и выступающим выходными воротами двигательных импульсов (3-й блок) (Лурия А. Р., 1973).

Другие зоны коры, обеспечивающие сложную переработку инфор­мации как в пределах одного анализатора, так и идущую от разных ана­лизаторов, к этому времени не достигают еще достаточного уровня зре­лости. Это проявляется в маленьком размере входящих в них клеток, недостаточном развитии ширины их верхних слоев (выполняющих ас­социативную функцию), в относительно маленьких размерах занимае­мой ими площади и недостаточной миелинизации их элементов.

Затем в период от 2 до 5 лет идет активное созревание вторичных, ассоциативных полей мозга, часть которых (вторичные гностические зоны анализаторных систем) находится во втором блоке, а также в третьем блоке (премоторная область). Эти структуры обеспечивают процессы перцепции в пределах отдельных модальностей и выполне­ние последовательности действий.

Следующими созревают третичные, ассоциативные поля мозга: снача­ла заднее ассоциативное (теменно-височно-затылочная область, ТПО) и затем, в последнюю очередь, переднее ассоциативное (префронталь- ная область) поле.

Третичные поля занимают наиболее высокое положение в иерархии взаимодействия различных мозговых зон, и здесь осуществляются са­мые сложные формы переработки информации. Задняя ассоциативная область обеспечивает синтез всей входящей разномодальной информа­ции в надмодальное целостное отражение окружающей субъекта дей­ствительности во всей совокупности ее связей и взаимоотношений. Передняя ассоциативная область отвечает за произвольную регуля­цию сложных форм психической деятельности, включающую выбор необходимой, существенной для этой деятельности информации, фор­мировании на ее основе программ деятельности и контроль за пра­вильным их протеканием.

Таким образом, каждый из трех функциональных блоков мозга до­стигает полной зрелости в разные сроки и созревание идет в последо­вательности от первого к третьему блоку. Это путь снизу вверх — от нижележащих образований к вышележащим, от подкорковых струк­тур к первичным полям, от первичных полей к ассоциативным. Повреж­дение при формировании какого-либо из этих уровней может приводить к отклонениям в созревании следующего в силу отсутствия стимулирую­щих воздействий от нижележащего поврежденного уровня.

 

теория функциональных систем-2 – предыдущая | следующая – морфогенез мозга-2

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым