canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Направления исследования нарушений психического развития детей

От автора (направления исследования психического развития детей)


В клинической психологии детского возраста можно условно выде­лить два основных направления исследования нарушений психичес­кого развития и поведения: нейропсихологию и патопсихологию детс­кого возраста.

Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когни­тивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изуче­нием специфики расстройств психических функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте.

Патопсихология изучает закономерности аномального развития при психических и соматических заболеваниях.

Оба эти направления тесно связаны с такими дисциплинами, как –  детская неврология и нейрохирургия, детская психиатрия, дефекто­логия.

На отечественную клиническую психологию детского возраста большое влияние оказали работы Л. С. Выготского, в которых были развиты идеи о первичном дефекте, связанном с повреждением нерв­ной системы, о вторичных дефектах, отражающих нарушение психи­ческого развития, об идентичности основных закономерностей разви­тия аномального и здорового ребенка.

Представление о первичном дефекте имеет важное методологическое значение для нейропсихологии детского возраста, поскольку ука­зывает на то, что ведущим патогенетическим фактором, приводящим к тем или иным аномалиям психического развития, всегда выступает нарушение работы нервной системы.

Идентичность закономерностей развития аномального и здорового ребенка подразумевает, что основной путь психического развития в норме и патологии связан с появлением новообразований. После­дние, возникающие при патологическом развитии, носят иной харак­тер по сравнению с нормально развивающимися детьми и специфич­ны для разных вариантов нарушения психического развития. Описание, синдромный анализ таких новообразований являются одной из цент­ральных задач клинической психологии детского возраста в целом и нейропсихологии детского возраста в частности.

Эти представления нашли свое отражение в работах психологов, дефектологов, посвященных классификации нарушений психическо­го развития детей и подростков. Одним из примеров является класси­фикация, предложенная В. В. Лебединским, который выделяет шесть вариантов дизонтогенеза (нарушения индивидуального, психическо­го развития ребенка в период морфологического созревания органов и систем организма), обусловленных тремя основными причинами: от­ставанием в развитии; поломками в развитии; асинхрониями развития.

В зарубежной клинической психологии расстройства детского и подросткового возраста подразделяют на две подгруппы: «нарушения по­ведения» и «нарушения развития».

Нарушения поведения и развития в действительности сильно пересекаются друг с другом, поэтому с определенной степенью условности и для их различения у детей дошкольного возраста в зарубежной кли­нической психологии принимаются следующие критерии:

•     для нарушений поведения характерно совпадение хронологичес­кого возраста и возрастного норматива развития;

•     для нарушений развития характерно несовпадение хронологи­ческого возраста и возрастного норматива развития в целом либо в отдельных сферах развития (Перре М., Бауманн У., 2002).

Использование вышеозначенных критериев обращает наше внима­ние на важность включения в методологический аппарат клиничес­кой психологии детского возраста понятия «возрастной норматив раз­вития».

Следует отметить, что нарушения поведения, психического разви­тия у детей имеют тенденцию к постоянному росту (О положении де­тей в РФ, 1995; Здоровье населения России и деятельность учрежде­ний здравоохранения в 1999 году (статистические материалы), 2000). Так, например, в государственном докладе «О положении детей в РФ» отмечается, что здоровыми могут быть признаны лишь 10 % выпускников школ и 15,1 % детей дошкольников.

Это обусловлено рядом причин. Одной из них, характерной для на­шей страны, является снижение уровня физического и психического здоровья населения, связанное с рядом социальных, экономических, экологических факторов. Другая причина, как ни странно, лежит в ос­нове достижений современной медицины. Благодаря новым технологиям стало возможным выхаживать младенцев, которые имеют различные проблемы со здоровьем, рождаются недоношенными, другими словами, изначально попадают в так называемую группу риска после­дующего неблагополучного развития. Таким детям требуется в даль­нейшем не только медицинский, но и квалифицированный психоло­гический мониторинг.

Задачей нейропсихологии детского возраста является описание на­рушений психических функций, поведения, психического развития, возникающих при повреждениях нервной системы детей или являю­щихся отдаленными последствиями таких повреждений на ранних эта­пах онтогенеза. Другая задача связана с изучением индивидуальных вариантов развития в детском возрасте в связи со спецификой созрева­ния мозга и спецификой его структурно-функциональной организации.

Следующая – решение задач

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым

Яндекс.Метрика