canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Итоги исследования нарушений психических функций

Глава 11. Основные итоги исследования нарушений психических функций при органических повреждениях мозга

Обзор нейропсихологических данных позволяет сделать общий вывод относительно роли биологических факторов в формировании психичес­ких функций. Любое повреждение мозга приводит к нарушениям в рабо­те нейрофизиологических функциональных систем, следствием этого, в свою очередь, становится измененное функционирование психических систем. Эти изменения в каждом конкретном случае проявляются специ­фическим образом в последующем развитии психических функций.

В ряде исследований было показано, что существует функциональ­ная неравнозначность различных отделов мозга в обеспечении психи­ческих функций в детском возрасте. Поражение разных отделов мозга ребенка приводит, так же, как и у взрослых, к разным по характеру нару­шениям психических функций. Эти различия наблюдаются и при ло­кализации поражения в разных полушариях и в разных отделах внут­ри каждого полушария, а также при поражениях срединных структур.

Мозговая организация психических процессов не остается одина­ковой в ходе онтогенеза. Меняется качество работы механизмов, связанных с определенным участком мозга, меняется характер вцут- ри- и межполушарных связей между ними. Симптомы, выявляемые при поражении разных участков мозга, у детей при общем сходстве с теми же симптомами у взрослых имеют различия, которые по-разно­му выступают в разные возрастные периоды.

Развитие функциональной организации мозга идет по пути расшире­ния межполушарных и внутриполушарных связей. В хорошо развитой системе возбуждение определенного участка мозга приводит к его рас­пространению не только на близлежащие, но и далеко расположенные участки мозга. Это означает, что тормозящее влияние одного участка при нарушении его работы имеет широкое распространение. У взрослых, в связи с наличием обширной системы сформированных связей, это проявляется в большом наборе специфических расстройств и в низ­кой динамике обратного развития дефекта. У детей наблюдается об­ратная картина — эффект очагового поражения более ограничен, меньше специфических расстройств, больше возможностей для восста­новления. Тормозящее влияние поврежденного участка мозга на другие структуры, в связи с недостаточной сформированностью системы связей, распространяется незначительно, и эти структуры могут быть вовлечены в работу компенсировать возникающие нарушения.

Анализ нарушения психических функций у детей позволяет отве­тить на методологические вопросы, связанные с возможностью топи­ческой диагностики в детском возрасте.

Проявляется ли поражение той или иной зоны мозга у детей в тех же симптомах, что и у взрослых?

Можно ли на основе выявленных у детей симптомов проводить синдромный анализ, указывающий на топику нарушения так же, как и у взрос­лых?

Первый вопрос связан с характером проявления нарушений психи­ческих функций при поражениях мозга у детей. На него можно ответить, что хотя наблюдаемые у детей симптомы нарушения психических функ­ций могут проявляться иначе по сравнению со взрослыми, но возникают они при той же локализации мозгового поражения, что и у взрослых.

Это означает, что общая морфологическая архитектура нейрофизи­ологических функциональных систем мозга при нормальном физио­логическом созревании ребенка складывается уже к моменту рожде­ния ребенка. На первых этапах функциональные системы работают по генерализованному типу, а дальнейшее их развитие идет по пути все большей дифференциации в работе отдельных компонентов и сме­ны иерархического взаимодействия между компонентами систем.

Это определяет специфику нарушений, возникающих при поломке какого-либо звена системы. Несформированность системы не дает тех четких локальных симптомов, которые характерны для взрослого че­ловека, где каждое звено, с одной стороны, выполняет конкретную, специализированную задачу, «полученную» в ходе формирования си­стемы, и, с другой стороны, включено в сложившуюся систему сопод- чиненности с другими центрами.

Поэтому у ребенка с локальными поражениями мозга, в холодном периоде, после быстрой адаптации мозга к новым условиям, соответ­ствующие симптомы выявляются только в специализированном об­следовании и носят генерализованный характер, не проявляются в ви­де обширных симптомокомплексов, которые наблюдаются у взрослого человека. В первую очередь это относится к наиболее поздно форми­рующимся функциональным системам.

Второй вопрос относится к возможности сопоставления работы мозговых структур ребенка и взрослого на основе выявленных в обе- ледовании симптомов. Здесь можно ответить положительно, посколь­ку симптомы, выявляемые в остром периоде болезни, совпадают с сим­птомами повреждения тех же зон мозга у взрослых.

Сведения о роли разных мозговых зон в обеспечении психических функций на разных этапах онтогенеза дают возможность более адекват­ной оценки формирующейся структуры психических функций и ком­пенсаторных возможностей.

Важнейшей задачей в клинике органических повреждений мозга является анализ материальной основы тех новообразований, которые возникают в результате выпадения из нейрофизиологических функ­циональных систем отдельных высокоспециализированных мозговых отделов. Действие компенсаторных механизмовйриводит к пере­стройке функциональных систем, в их состав включаются менее спе­циализированные отделы мозга, и это приводит к качественным изме­нениям в протекании психических функций.

Характеристики нейрофизиологических процессов формируются под решающим воздействием среды и, в свою очередь, становятся ос­новой психологических процессов, которые консолидируются в пси­хологические функциональные системы.

С этой точки зрения можно, используя идею «градуального» (Э. Голд- берг, 2003) принципа работы мозга, попытаться объяснить, за счет ка­ких механизмов осуществляется компенсация работы поврежденных участков мозга.

«Градуальный» принцип работы нейронных ансамблей предполагает, что каждая нейронная группа (мозговой центр) в онтогенезе специали­зируется и начинает максимально реагировать на определенные характе­ристики внешней стимуляции, становится ведущей для конкретных ви^ов стимула. Рядом расположенные, смежные группы также активируются при наличии тех же стимулов, но их реакция меньше, и по мере удаления от ведущей нейронной группы активация на одни стимулы снижается, но в то же время возрастает активация на другие стимулы, которые являют­ся ведущими уже для этой группы нейронов.

Компенсация возможна, если при повреждении ведущей группы остаются сохранными смежные нейронные группы, которые могут быть активированы тем же видом стимулов. По градуальному прин­ципу работают, вероятно, не только нейронные группы в каждом по­лушарии, но и симметричные, викарирующие центры, противополож­ного полушария. В ходе онтогенеза возрастает как внутриполушарная, так и межполушарная специализация нейронных центров, и это рез­ко ограничивает возможности компенсации. В детском возрасте воз­можности компенсации поздно формирующихся функций (например, речевой), в отличие от рано формирующихся (например, перцептив­ной), высоки. Это связано с разными сроками специализации мозго­вых зон, обеспечивающих эти функции.

Можно предположить, что большие возможности компенсации ре­чевых расстройств в детском возрасте обусловлены двумя факторами.

Первый из них — невысокая степень дифференциации мозговых зон, когда специализация рядом расположенных отделов невелика, и они выполняют сходные функции. Это позволяет им взять на себя роль поврежденного участка.

Второй — участие симметричных, правополушарных мозговых зон в речевой системе, которые могут взять на себя при определенных условиях несвойственную им функцию.

По данным нейропсихологических исследований становится очевид­ным, что роль этих двух факторов в компенсации речевых и перцептив­ных расстройств неодинакова и по-разному проявляется на разных эта­пах онтогенеза. Решение вопроса о том, когда и при каких условиях эти факторы могут оказывать влияние на процессы компенсации нарушен­ных функций, является одной из задач нейропсихологии детского возра­ста. Так, например, известно, что длительная активность эпилептичес­кого очага при резистентных (устойчивых) формах эпилепсии может приводить у детей к компенсаторной перестройке функциональных связей между речевыми зонами.

Ранее отмечалось, что специалисты (М. Куртен с соавторами) показа­ли наличие межполушарной разобщенности моторного и сенсорного ком­понентов речевой системы (размещены в разных полушариях) у пациен­тов с длительно существующими сложными парциальными припадками. По данным амобарбиталового теста выявлено, что у части больных име­ется двусторонняя речевая доминантность. Было выявлено несколько пациентов с четкой диссоциацией моторной и сенсорной речевых функ­ций. При расположении очага в височной области сенсорные функции были представлены в контрлатеральном полушарии. То же происходило при поражении лобных отделов в отношении моторных функций речи.

Таким образом, при ограниченном мозговом повреждении может происходить перемещение речевых функций, анатомически связан­ных с этим очагом, в противоположное полушарие, а не в соседние зоны. Это подтверждает предположение о том, что в особых случаях передняя (моторная) речевая зона может быть расположена в одном полушарии, а задняя (сенсорная) — в другом.

Предполагается, что пластичность мозга, обеспечивающая такие перестройки, возможна только до определенного времени (примерно до 7 лет) (Kurthen М, et al., 1992).

 

 нарушения ПФ при эпилепсии – предыдущая | следующая – нарушения ПФ в детском возрасте

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

нейропсихолог | детский нейропсихолог и дефектолог | диагностика и коррекция

Яндекс.Метрика