canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Основные понятия теории системной динамической локализации

Глава 2 Основные понятия теории системной динамической локализации в приложении к нейропсихологии детского возраста (2.2.)

2.2. Понятие локализации

Введение понятия «функциональной системы» вместо «функция» сни­мает вопрос об узкой локализации психических функций в коре. Опре­деление психической функции как функциональной системы снимает вопрос о ее локализации только в одной конкретной мозговой зоне. Пси­хическая функция должна опираться на совокупную, совместную рабо­ту целого ряда участков мозга, находящихся в разных его частях. Здесь основным становится вопрос о том, какой вклад вносит каждый учас­ток мозга в осуществление целостной психической функции.

В онтогенетическом аспекте этот вопрос можно поставить следую­щим образом: как и в каком объеме различные отделы мозга выполня­ют свойственные им функции в разные возрастные периоды.

А. Р. Лурия пишет, что материальной основой любой психической фун­кции является «весь мозг в целом, но мозг как высокодиффереициро- ванная система, части которой обеспечивают различные стороны еди­ного целого» (Лурия А. Р., 1969. — С. 31).

Для созревающего мозга первостепенное значение приобретает во­прос: какова степень морфофункциональной дифференциации раз­личных его отделов и как обеспечивается его целостная, интегратив- ная работа в разные возрастные периоды?

Предложенное А. Р. Лурия решение проблемы локализации психи­ческих функций позволило определить нейропсихологию как науку, изучающую роль отдельных мозговых структур в поведении человека.

Соответственно, можно определить предмет, объект и задачи ней­ропсихологии детского возраста как одного из направлений нейропси­хологии.

Предметом нейропсихологии детского возраста является исследо­вание соотношения между состоянием высших психических функций и обуславливающих их мозговых механизмов у детей и подростков а нор­мальном онтогенезе и при наличии патологии мозга.

Для определения конкретного объекта исследования в нейропси­хологии в целом и нейропсихологии детского возраста в частности следует развести понятия «психический процесс» и «психическая функция». Под понятием «психическая функция» подразумевается совокупность психических процессов, необходимых для получения определенного функционального результата (например, восприятие как совокупность процессов, объединенных достигаемым результа­том — образом объекта, память — актуализацией информации, мыш­ление — получением решения проблемной ситуации и т. д.).

Под понятием «психический процесс» следует понимать процессу­альную, операционную составляющую психической функции, то есть каждую из разнообразных частей, синтез которых позволит получить определенную психическую данность, завершенный результат.

Например, восприятие как психическая функция (с результатом «узна­вание предъявленного объекта») включает в свой состав ряд процессов: сенсорный анализ физических характеристик объекта, синтез сенсор­ных признаков в перцептивный образ, сопоставление полученного об­раза с эталоном, его категоризация и т. д. Функция памяти — перцепцию, повторение информации или ее поиск в фонетическом, семантическом полях, выявление организационных принципов стимульного материала и т. д. Каждый из этих процессов определяет промежуточный результат, но не дает итогового продукта, процесс отражает какую-то специфичес­кую сторону, психическое качество, без которого невозможно получение целого. При этом тот или иной психический процесс может быть состав­ной частью как разных, так и только отдельных психических функций.

В приведенном выше определении, которое А. Р. Лурия дал высшим психическим функциям, подчеркивались следующие моменты:

•  процессный состав психической функции;

•  онтогенетическое формирование систем психических процессов;

•  отсутствие прямой изоморфности между средой и содержанием психической функции (опосредованиость);

•  возможность сознательной, произвольной перестройки (регуля­ции) психической функции.

Материальной основой любой психической функции являются нейрофизиологические функциональные системы, представляющие иерархически организованные констелляции ряда мозговых зон. Каж­дая мозговая зона связана с работой только ей присущих нервных ме­ханизмов. Нейрофизиологические системы выступают медиатором, максимально полно и точно передающим средовые воздействия в сфе­ру психического. Появление тех или иных отдельных качеств, харак­теристик, свойств психического, в свою очередь, становится содержани­ем работы разных психических процессов. Эти содержания производны от нейрофизиологических процессов, происходящих в нервных меха­низмах, находящихся в разных отделах мозга, и становятся компонен­тами, звеньями уже психологических функциональных систем, психических функций.

Консолидация психических процессов в психологические функцио­нальные системы представляет собой такое объединение этих отдельных содержаний (свойств, характеристик отражаемого), которое соответству­ет результату осуществляемой деятельности. В психологических функ­циональных системах получаемая информация приобретает субъек­тивную пристрастность, они детерминируют индивидуальный способ взаимодействия разных субъектов со средой. Это становится возможным в силу тех ее дефинитивных характеристик, которые были рассмотре­ны выше. Другими словами, продуктивность, полнота, пристрастность содержания психических функций обуславливается тем, как в ходе онтогенеза формировались эти системы и составляющие их психичес­кие процессы.

Методологически процессный подход к анализу психической сфе­ры человека позволяет производить оценку ее состояния с точки зре­ния вклада каждого из психических процессов в таких интегративных образованиях, как психическая функция, деятельность, поведение. В связи с этим возникает задача выделения и типологии негомоген­ных психических процессов, которые можно было бы рассматривать в качестве специфического содержания работы отдельных звеньев определенной психической функции.

Но каждое звено психологической функциональной системы нахо­дит свою опору в функционировании того или иного участка мозга, а об­ращение к эффективности психического процесса подразумевает оцен­ку работы соответствующего участка мозга. То. что обнаруживается во внешних признаках, определяет и внутреннее состояние, причину, порождающую внешние проявления. Такой подход соответствует тому, что Л. С. Выготский называл научной диагностикой, основной принцип которой — это переход от симптоматического к клиническому изуче­нию развития и которая может быть противопоставлена традиционной тесто логической диагностике (Выготский Л. С., 1984. — Т. 4).

Д. Б. Эльконин полагает, что задача создания средств контроля за ходом психического развития должна быть решена на пути анализа отдельных видов деятельности и их иерархизации.

Одной из генеральных линий развития отдельных психических функций в различные периоды детства, главным образом в дошколь­ном и младшем школьном возрасте, является линия овладения сред­ствами осуществления психических функций. Эти средства, по мнению Д. Б. Эльконина, следует рассматривать не как отдельные способно­сти, а как особые формы действий, составляющие операциональное содержание отдельных видов деятельности (сенсорные, мнемические и другие действия). Каждый из видов «психических действий должен быть подвергнут контролю, так как только совокупность данных об уровне их развития может характеризовать уровень развития опера­ционной стороны деятельности и вместе с тем выявить места “западения”» (Эльконин Д. Б., 1989. – С. 292).

Нейропсихологический подход позволяет анализировать характер протекания тех или иных психических процессов, то есть подвергнуть контролю каждый психический процесс (психическую операцию, если следовать логике Д. Б. Эльконина), а на основе синдромного анализа сделать вывод о специфике интеграции отдельных психических про­цессов в различные психические функции, деятельности, поведение на разных этапах возрастного развития.

Таким образом, если предметом исследования в нейропсихологии дет­ского возраста является психическая функция, то объектом исследо­вания становятся психические процессы, которые рассматриваются как звенья в структуре психической функции и выполняют задачу репре­зентации в психике человека информативного содержания «собствен­ной функции» (Лурия А. Р., 1969. — С. 78) соответствующих участков мозга.

Такое исследование становится возможным при использовании методик, ориентированных на анализ процессного состава изучае­мых психических функций.

Соответственно, ведущей задачей нейропсихологии детского воз­раста как одного из направлений нейропсихологии является исследо­вание взаимосвязи между формированием психических функций и со­зреванием мозга в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга, которое включает анализ:

•  специфики этой взаимосвязи в разные возрастные периоды;

•  закономерностей нервно-психического развития ребенка;

•  нарушений, задержек, отклонений в психических функциях, ко­торые являются следствием заболевания или иных особенностей работы нервной системы и приводят к патологии или специфич­ности психического развития и поведения.

 

основные понятия – предыдущая | следующая – основные понятия-3

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым

Яндекс.Метрика