тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 8. Нарушения речевых функций при органических повреждениях мозга

8.1. Общая характеристика речевых расстройств в детском возрасте

8.1.1.  Нарушения речи

Нарушения речи могут возникать при поражении разных уровней ре­чевой системы. Они могут быть следствием как органических повреж­дений мозга, так и функциональных изменений в работе мозга.

Детский невропатолог Л. О. Бадалян (1984) выделяет следующие группы речевых расстройств у детей в зависимости от причин их воз­никновения.

1.  Речевые нарушения, связанные 2 поражением нервной системы:

  • дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры;
  • алалии — системное недоразвитие речи вследствие поражения корковых речевых зон;
  • афазии — распад всех компонентов речи в результате пораже­ния корковых речевых зон.

2.   Речевые нарушения, связанные с функциональными изменени­ями центральной нервной системы:

  • заикание;
  • мутизм (отсутствие речевого общения с окружающими).

3.  Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артику­ляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

  • Задержка речевого развития различного генеза (при недоно­шенности, соматической ослабленности, педагогической запу­щенности и т. д.).

8.1.2.   Дизартрии

Это одно из наиболее тяжелых речевых расстройств, которое связано с нарушением артикуляции. Возникает как часть сложного комплекса

органических нарушений ЦНС, среди которых ведущее место занима­ет ДДП. Характеризуется параличами и парезами.

В отношении речи эти органические поражения приводят к паре­зу мышц артикуляционного аппарата, то есть органов человека, уча­ствующих в речевом акте (язык, губы, небо, голосовые связки, диаф­рагма).

Существуют разные формы дизартрий, в зависимости от того какая часть мозга повреждена.

Общий их признак — неразборчивая речь, нечеткое произнесение звуков, слов, фраз. Речь может быть гнусавой, монотонной, невырази­тельной, голос либо напряженный, хриплый, либо очень тихий, сла­бый.

Крайний вариант выраженности дизартрии — отсутствие разви­тия устной речи. Возникает при параличе артикуляционных мышц и носит название — анартрия. В этом случае возможны только от­дельные голосовые реакции, отдаленно напоминающие звуки речи, а также передача голосом приблизительной ритмической структу­ры фразы. Голос, как правило, носит гнусавый оттенок. При дизар­трии (и даже анартрии) возможно сохранение нормального интел­лекта.

8.1.3. Алалии

Алалии возникают в связи с органическим поражением мозга, часто после родовых травм и в раннем постнатальном периоде до начала формирования речи.

В этом случае нет параличей и парезов артикуляционного аппарата. Имеет место общее недоразвитие речевой функции. Ребенок не может породить слово, плохо понимает чужую речь. При этом у него сохра­нен слух. При разных формах алалии возможно преимущественное на­рушение экспрессивной (моторные алалии) или импрессивной речи (сенсорные алалии).

При сенсорной алалии дети не могут распознать звуков речи, при моторной — нарушается «знание» того, как оперировать органами артикуляции (куда поставить язык, как сложить губы и т. д.). Орга­ны артикуляции при возможности двигаться теряют управление дви­жением, то есть либо перестают двигаться, либо движутся в непра­вильном направлении, что делает невозможным произнесение звуков.

В результате ребенок не может овладеть речью, но может вырабо­тать невербальные навыки.

Отличие от афазии — не связано с нарушением работы уже сфор­мированной системы (Визель Т. Г., 1995).

8.1.4. Афазии

Результаты нейропсихологических исследований свидетельствуют о высокой специфичности речевых расстройств, возникающих при очаговых поражениях головного мозга в детском возрасте. Обследова­ние детей сразу же после операций на структурах левого полушария показывает, что симптомы нарушения речевых функций по-разному проявляются в зависимости от локализации зоны хирургического вме­шательства. Особенностью симптомов речевых нарушений, возника­ющих у детей непосредственно после операции, является то, что они полностью совпадают с расстройствам, которые наблюдаются у взрос­лых больных при той же локализации мозгового повреждения.

Однако, в отличие от взрослых, речевые расстройства у детей явля­ются нестойкими и быстро регрессируют. Быстрое спонтанное восста­новление речевых функций после операций на левом полушарии на­блюдается у детей и младшего и старшего (до 16 лет) возраста, то есть, как считается, после завершения функциональной специализации мозга.

На проявление речевых расстройств у детей оказывает влияние та­кой фактор, как характер патологического процесса.

Высокая пластичность мозга приводит к тому, что медленно расту­щие, доброкачественные опухоли также протекают без видимых рас­стройств. Описываются случаи, когда опухоли занимали практически все левое полушарие, и при этом даже сенсибилизированные нейро- психологические пробы выполнялись больными безошибочно. Напри­мер, у больного 15 лет с опухолью левой височной области размером 15 х 14 х 13 см отмечались лишь замедление темпов речи и единичные забывания названий предметов (Симерницкая Э. Г., 1985). Поэтому за­фиксировать отчетливые нарушения речи удается только при быАро развивающихся процессах или сразу после оперативного вмешатель­ства, то есть в «острый» период заболевания. Только в этом случае мож­но видеть симптомы, относящиеся к разным формам афазии (амнести- ческой, акустико-мнестической, афферентной моторной и др.).

В более отдаленном, «холодном» периоде нарушения речи у детей практически не наблюдаются, и их можно выявить только в специали­зированном нейропсихологическом обследовании.

Другим фактором, оказывающим влияние на особенности афатических нарушений у детей, является возраст, в котором ребенок забо­лел. Если заболевание начинается в возрасте 3-4 лет, когда речевые функции уже сформированы, но еще недостаточно закреплены, то речь может быть утеряна полностью (Трауготт Н. Н., Кайданова С. И., 1975; Храковская М. Г., 2001).

 

 

особенности исследования – предыдущая | следующая – нарушение речи

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым