/     /  
Агрессия в детском возрасте: Агрессивные тенденции в поведении ребенка

Агрессия в детском возрасте: Агрессивные тенденции в поведении ребенка

Агрессия в детском возрасте: Агрессивные тенденции в поведении ребенка
Автор статьи: детский психолог Сутулина Анна

Как правило, все вышеназванные методы помогают избавиться от проявлений агрессии в поведении ребёнка, и уже к концу дошкольного – началу младшего школьного возраста ребёнок приобретает достаточный опыт продуктивного разрешения проблемных ситуаций, коммуникативную компетентность и способность чётко следовать нормам и правилам, принятым в обществе. Однако существует группа детей, у которых к 6-7 годам агрессивные тенденции в поведении не только не ослабевают, но и постепенно нарастают, они всё чаще проявляют агрессию в отношении окружающих, их действия становятся более жестокими и резкими. В данном случае принято говорить об истинной агрессии, формировании агрессивности как устойчивой личностной черты. Истинная агрессия не обусловлена другими причинами, не служит средством достижения каких-либо других целей, в её основе лежит желание сделать другому человеку плохо, стабильная враждебность в адрес окружающих. Безусловно, этот вариант поведения является более тяжёлым и вызывает много опасений, поэтому в данном случае необходим более глубокий анализ причин и механизмов появления агрессивности как личностной черты. Корни данной проблемы стоит искать в характере детско-родительских отношений, в условиях воспитания ребёнка, особенностях семейной ситуации. Попробуем перечислить основные предпосылки появления истинной агрессии в детском возрасте:

  • Неблагополучный эмоциональный климат в семье: постоянный стресс в семье, конфликты, наблюдение агрессивных форм поведения среди родных, ситуация развода родителей. В данном случае у ребёнка появляется агрессия как способ разрядки напряжения, накопленного в семье. Если семейная ситуация сохраняется, агрессия может стать устойчивой личностной чертой ребёнка.
  • Особенности эмоциональной связи родителей с ребёнком: дефицит любви, безусловного принятия, одобрения, поддержки со стороны родителей.
  • Высокий уровень негативного контроля: частые порицания, недовольство ребёнком, негативные оценки в адрес его личности, чрезмерность запретов и требований, использование физической и вербальной агрессии как форм наказания, ограничения самостоятельности, нарушение личностных границ ребёнка.
  • Неудовлетворённость базовых потребностей ребёнка во внимании, уважении, близком общении, блокирование самостоятельности ребёнка, его инициативы, нечуткость к его желаниям и настроениям.

Все вышеперечисленные особенности семейной ситуации ведут к отсутствию у ребёнка базового доверия к миру, чувству незащищённости, эмоциональному дискомфорту, негативному самоощущению, низкой самооценке, постоянному ожиданию удара со стороны и как следствие желанию защищаться.

У ребёнка формируется представление о том, что окружающий мир небезопасен, окружающие люди враждебны, отсюда формируется агрессия как стабильная черта личности, как отражение его представлений о мироустройстве. Для агрессивных детей характерен сильный разрыв в самооценке и оценке себя со стороны других детей: при декларируемо высокой оценке себя эти дети остро переживают недооцененность со стороны других детей, считают, что сверстники испытывают к ним негативные эмоции. При этом зачастую эти оценки не находят подтверждения в реальности и являются лишь субъективным переживанием. Переживание негативного отношения к себе со стороны окружающих вызывает у ребёнка установку на другого как на врага и, как следствие, защитное агрессивное поведение,  в основе которого лежит желание причинить вред окружающим.

Что же можно сделать в случае, когда агрессия становится стабильной личностной чертой ребёнка?

Во-первых, акцент работы должен быть сделан на коррекции и оптимизации семейной ситуации, условий воспитания и развития ребёнка. Эффективной в данной ситуации будет семейная психотерапия, работа с особенностями эмоциональных связей в семье, способами разрешения сложных, конфликтных ситуаций, системой социального контроля, характером требований и запретов. В данной ситуации родителям, возможно, необходимо будет работать над собой, над коррекцией собственной родительской позиции, учиться проявлять безусловную любовь к своему ребёнку и принятие, поддерживать в нём позитивное самоощущение, уважать его личность, становиться более внимательным и чутким к его чувствам и желаниям.

Во-вторых, необходимо добиваться того, чтобы ребёнок сознательно принял нормы и правила поведения и сформировать у него чувство неотвратимости наказания за плохие поступки.

Особенно важно поддерживать положительную самооценку у ребёнка, оказывать ему эмоциональную поддержку, найти те сферы, в которых ребёнок заслуживает высоких оценок. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, техникам и способам управления собственным гневом также будет способствовать снижению агрессивных проявлений в детском возрасте. Игровая терапия также будет иметь свои положительные результаты, но в том случае если ребёнок проявляет сильные вспышки агрессии в адрес сверстников, лучше стоит начать с индивидуальной игротерапии, и лишь когда негативные поведенческие модели будут сглажены, перейти к групповой форме работы.

Как мы видим, существуют разные формы агрессии при, казалось бы, одинаковых внешних формах её проявления. Кроме того, на разных этапах возрастного развития агрессия имеет разные причины и условия проявления. Соответственно, методы её выявления и коррекции тоже будут разными. Главное быть внимательным к своему ребёнку, не бояться возникающих проблем в его поведении и в случае необходимости своевременно обращаться за помощью к специалистам.

Инструментальная агрессия – предыдущая


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)