/     /  
Психологическая помощь ребёнку

Психологическая помощь ребёнку

Психологическая помощь ребёнку
Семейный психолог Чубарь Д. А.

Часто родители маленьких детей (ранний и дошкольный возраст) сталкиваются со всем знакомыми проблемами: ребёнок не слушается, ребёнок протестует и закатывает истерики или постоянно цепляется за родителей, чрезмерно тревожась и пугаясь, избегая общения со сверстниками, или ребёнок часто болеет, не уверен в себе и безынициативен и т.д.

Почему в этих случаях помощь ребёнку, особенно ребёнку раннего возраста, часто сводится к психологической работе с его родителями, с его семьёй?

Во-первых, родителям, особенно тем, чьи дети испытывают физические и психические ограничения, необходимы помощь и обучение тому, чтобы их забота не переходила в страх за жизнь ребёнка, соответственно – в гиперконтроль, а, напротив, сосуществовала с поощрением его самостоятельности. Именно в раннем возрасте соблюдать баланс данных родительских функций особенно сложно и невероятно важно. Малыш ещё совсем недавно был абсолютно зависимым и беззащитным существом, требовавшим максимальной близости. Теперь же он нуждается в увеличении психологической дистанции со взрослыми, он исследует свои возможности, общаясь с миром за пределами семьи, но при её поддержке! Трудности в предоставлении большей свободы ребёнку или в соблюдении оптимального баланса близость-дистанции, могут быть связаны с некоторыми воспитательными установками родителей, уходить корнями в их собственное детство или же быть последствием определённой семейной ситуации (например, социально-изолированная семья, состоящая из мамы и ребёнка, и в жизни женщины это единственные близкие отношения) и др. Конечно, речь идёт о свободе, необходимой для полноценного развития ребёнка, адекватной его возрасту, о свободе, лишение которой оборачивается проблемами в детско-родительских отношениях, снижением любознательности, уходом в себя или негативистичным поведением и т.д. Если же касаться другой крайности – родитель не руководит ребёнком, предоставляя ему “полную” свободу, боясь его травмировать, обидеть – ребёнок также часто сообщает о неудовлетворённой потребности в опоре, в границах через истерики, повышенную тревожность или инфантильное, провокационное поведение. Таким образом, именно в этом возрасте актуальна помощь взрослым в выстраивании указанного здорового баланса, что возможно при индивидуальной проработке конкретных психологических сложностей и барьеров на этом пути как в рамках консультирования, так и при долгосрочной терапии. В противном случае, проблемная стратегия взаимодействия закрепляется, а, значит, становится привычной и роль ребёнка в отношениях, которую он будет воспроизводить и далее, уже в отношениях с другими людьми.

Во-вторых, часто психологическая помощь ребёнку – это прежде всего помощь его родителям.

“Несчастный” человек, страдающий от неудовлетворённости жизнью, чувствующий себя заложником, жертвой обстоятельств, обладает низким уровнем психической энергии, склонен к депрессиям и раздражителен, а также к различным чувствам и эмоциям негативного спектра. Он просто неспособен на конструктивный и полезный контакт с ребёнком даже только потому, что он слишком сконцентрирован на себе и своих проблемах и переживаниях. И в этом случае совершенно бессмысленно работать с диадой родитель-ребёнок на оптимизацию характера их отношений, информируя взрослого о потребностях малыша и обращая его внимание на неверные стратегии взаимодействия. Это может спровоцировать только усиление депрессии, самобичевание. Самый верный способ помощи здесь – это психотерапевтическая работа со взрослыми. Опыт показывает, что улучшение психологического состояния родителей, реконструкция их жизни в желанном для них направлении повышает их ресурсы и в общении с ребёнком.

И, наконец, проблемное поведение ребёнка часто является симптомом определённого функционирования семьи. Суть в том, что родители, семья неосознанно поддерживают/используют симптомы малыша, по поводу которых сами же обращаются. Речь идёт о т.н. системной выгоде, которую необходимо прояснять в каждом конкретном случае. Так, это может быть сплочение семьи вокруг проблемы ребёнка (для этого дети часто “используют” болезнь, неуспешность, плохое поведение). Если жена боится ухода мужа, который всячески этим грозит, она неосознанно будет поддерживать “проблемность” ребёнка, который в свою очередь, заботясь о маме, продолжает демонстрировать трудности поведения, симптомы. Он жертвует своей детской жизнью, спасая семью от распада, хотя и не решая, а скорее консервируя изначальную проблему происходящего: сложности в супружеских отношениях. И в этом случае все идут на жертву.

Таким образом, на первый взгляд схожие поведенческие трудности и психологические проблемы детей предполагают различные стратегии помощи в рамках семейной психотерапии. Это обязывает рассматривать предельно детально каждый случай для выбора верной, то есть эффективной, стратегии помощи.


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Психолог
Малкина Кристина Игоревна
Психодиагност
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Психолог
Канушкина Алиса Романовна
Детский нейропсихолог, когнитивно-поведенческий терапевт
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)