/     /  
Церебральная организация счета по А.Р. Лурия: от клинической модели к нейровизуализации (нарушение счета)

Церебральная организация счета по А.Р. Лурия: от клинической модели к нейровизуализации (нарушение счета)

Церебральная организация счета по А.Р. Лурия: от клинической модели к нейровизуализации (нарушение счета)
Во вторую очередь, важными являются представления о межполушарной организации функции счёта. Акалькулия - первичное нарушение счета - описана при повреждении левого полушария (ЛП) мозга и является одним из патогномоничных его синдромов. Вместе с тем, анализ больных с гомологич­ными очагами в правом полушарии (ПП) показал, что оно также участвует в обеспечении пространственных компонентов счёта: ошибки пространственного типа при вычитании у больных с правополушарными теменными очагами были аналогичны таковым у больных с поражением ЛП как по структуре, так и по частоте. Вместе с тем, характерным для больных с правополушарной дисфункцией был и другой тип расстройств: ошибки в наиболее упроченных, автоматизированных звеньях счёта (Московичюте и др., 1981). В-третьих синдромный анализ, основной инструмент Луриевского нейропсихологического подхода, приводит к необходимости рассмотрения нарушений счёта не изолированно, а в сочетании с расстройствами других функций, опирающихся на пространственные синтезы. Лурия показывает общие мозговые механизмы для нарушений таких процессов как зрительно-пространственный гнозис, пространственный праксис, зрительно-конструктив­ная деятельность, а также понимание логико-грамматических конструкции, письмо и чтение. Поскольку Луриевский подход не был принят повсеместно, все выше­изложенное не было столь очевидным для представителей других направлений в нейропсихологии. В результате, когда появились новые технологии нейровизуализации, исследователи начинали с самого начала для получения таких фактов, которые в рамках Луриевского подхода казались очевидными. Это представляется тем более интересным, так как позволяет с других позиций взглянуть на Луриевские концепции мозговой организации психических процессов (в данном исследовании - на модели счёта). Результаты сопоставления оказались поразительными даже для авторов этой статьи. I. Во-первых, полностью подтвердилась идея участия теменных долей (а именно, их задних нижних отделов) в операциях счёта. Активация этой области во время выполнения счётных операций прослеживалась практически всеми авторами (Burbaud et al., 2000; Chochon et al., 1999; Cohen et al., 2000; Dehaene & Cohen, 1997- Gruber et al., 2001; Menon et al., 2000a,b; Pesenti et al., 2000; Rueckert et al., 1996; Simon et al., 2002). Пробы, которые они употребляли, различались:
  1. как по характеру арифметических операций (сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение двух величин), а также по характеру организации пробы (например, единичные действия вычитания и серийное вычитание);
  2. так и по степени сложности (умножение или вычитание однозначных чисел и вычитание с переходом через десяток или умножение двузначных чисел).
Хотя такое разнообразие тестов затрудняет сравнительный анализ полученных данных, они в тоже время, как подчеркивают практически все авторы, демонстрируют постоянство активации некоторого комплекса структур, среди которых ведущая роль отводится задне-нижне-теменным отделам (Chochon et al., 1999; Соh en et al., 2000; Dehaene & Cohen, 1997; Gruber et al., 2001; Menon et al., 2000а,b; Pesenti et al., 2000). Некоторые авторы даже были в состоянии уточнить локализацию зон активации внутри теменный долей (угловая извилина, надкраевая и т.д). Следует отметить, что эти данные часто не совпадают, а иногда и противоречат друг другу. Причин тому немало. Часть их очевидна:
  1. разные задания;
  2. разный характер их выполнения (мысленное проговаривание результата, субвокализация, отчетливое проговаривание, и др);
  3. разные формы регистрации активации.
В то же время возможно влияние других причин:
  1. многие авторы показывают значительные индивидуальные различия процессов активации, что вне сомнения, накладывает отпечаток на суммарный результат;
  2. наконец, фактор, который и в самой нейропсихологии находится еще в процессе становления, - социокультурные условия, а именно: каким образом в данной популяции формируются навыки счета? На что опираются (пальцы - визуализация)? Как тренируются?
В любой ситуации, по-видимому, более детальное уточнение зон активации (если это в принципе возможно) - дело будущего. Во-вторых, многие авторы указывают на активацию премоторных зон во время выполнения счетных операций (Burbaud et al., 2000; Chochon et al., 1999; Dehaene & Cohen, 1997; Menon et al., 2000b; Pesenti et al., 2000). Некоторые авторы теперь описывают теменно-премоторно-префронтальные нейронные сети как мозговой механизм процессов счета. II. Проблема характера межполушарной ассиметрии оказалась неожиданной для многих исследователей. Счет, как уже упоминалось выше, традиционно - и справедливо - относится к левополушарным функциям. Между тем, большинство авторов получило те или иные двусторонние активации. Во всяком случае, задне-теменные и префронтальные активации, почти как правило, были билатеральными (Burbaud et al., 2000; Chochon et al., 1999; Dehaene & Cohen et al., 1997; Pesenti et al., 2000). Они могли быть как симметричными, так и асимметричными (Chochon et al., 1999; Menon et al., 2000a,b). Причем, характер асимметрии зависел прежде всего от характера выполняемых заданий.

нейровизуализация - предыдущая | следующая - счётные операции

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

 

 

Фотогалерея

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)