/     /  
Индукция и дедукция

Индукция и дедукция

Индукция и дедукция

Индукция является собственным методическим носителем получения сведений. Недаром для Бэкона, который в противоположность древней и средневековой дедукции подчеркнул ее значение, гарантией стало его убеждение, что «знание это сила!».

Индукцию можно рассматривать как метод гипотез, создаваемых на основе приобретенных знаний. Уже известными методами (анализом, абстракцией, сравнением, аналогией) мы рационализируем свой опыт, переходим от отдельных фактов к опыту определенного класса (напри­мер, перевод газов в жидкое состояние), а от них к большим обобщениям действительности.

Следовательно, индукция является генерализационной гипотезой на основе повторного опыта, которая приобретает большую или меньшую долю истинности (правдивости), большую или меньшую вероятность верификации новыми экспериментальными фактами.

Дедукцию довольно механически рассматривали в качестве метода, противоположного индукции. Но это неправильно потому, что не произ­водим дедукцию лишь исключительно из общего. С помощью дедукции мы приобретаем сведения из сведений того же уровня или сведения из сведений высшего уровня (пример, а = в, а = с, следовательно с = в; ес­ли правда, что все живое является одушевленным, то психологические наблюдения можно проводить всюду, где определяется жизнь, т. е. и у одноклеточных организмов).

Поскольку дедукция исходит из того, что уже известно, очевидно, что она имеет верификационный контролирующий характер. (Аксиомы дедукции как транзитивность взаимоотношений, субституция относится к логике).

Понятие и научное познание

Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные поня­тия мы связываем.

Понятие возникает из обычного представления (контуров) путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предмета­ми и событиями.

Например, ребенок вначале представляет конкретную собаку Сул­тана, которую генерализует без дифференциации на всех четвероногих: все, что имеет четыре ноги, является Султаном. Затем следует диффе­ренциация путем сравнения, анализа и первого синтеза: собака Султан, собака Тирл. А после этого следует обобщение опыта – общее предста­вление (абрис): собака.

И наконец, возникает понятие как совокупность основных призна­ков, отсылающих нас к предмету. Оно образуется путем включения кон­кретного восприятия или представления в содержание имевшегося рань­ше представления ассоциации со словом.

Точные понятия мы приобретаем путем определения (дефиниция). Это перечисление всех существенных признаков понятия в форме сужде­ния (мнения). Мнение – это решение, которое может быть правильным или неправильным действующим или недействующим. Решения (опре­деления) могут быть простыми и сложными (сложные – это соединения отдельных простых определений с помощью промежуточных связей – грамматически речь идет о сложном предложении). Современная логика признает в качестве логических знаков схемы правильных сложных определений – тезисы (введение в современную логику написал Андрей Грегорчук – «Популярная логика», 1957, чешский перевод с польского).

Логика управляет нашими мыслительными операциями в том смысле, что ее правила являются обязательными для всех, кто хочет правильно мыслить. Но психология мышления и логика мышления – это не одно и то же. Психология исследует процесс мышления без оцен­ки его логической коректности.

Наука как таковая представляет собой нечто больше, чем только ло­гическое мышление. Определенная наука пока является наиболее воз­можным обобщением познанных взаимоотношений и связей, логически конкретных и адекватных фактическому материалу (опыту), однородной системой сведений (предложений и их систем).

Научное познание неустанно развивается – асимптоматически при­ближается к абсолютному познанию. Логика является формальной пред­посылкой науки.

Противоположностью научного познания являются различные суе­верия и предрассудки – убеждение в значении данных, которые не соот­ветствуют опыту и не выдерживают критики логикой. По эмоционально сильному убеждению в их действительности они не отличаются слиш­ком от бреда, который также является несоответственным объяснением действительности, сопровождающимся непоколебимым убеждением в его правильности. Речь идет о неправильном объяснении, о неправиль­ной интерпретации действительности и на них распространяется выра­жение Паскаля: «Сердце имеет свои доводы, непонятные уму».

Но бред представляет собой уже явление патологическое, относяще­еся к психопатологии.

Фазы мышления – предыдущая | следующая – Коммуникативное значение речи

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)