/     /  
Коммуникативное значение речи

Коммуникативное значение речи

Генез мыслительных процессов

Сравнительная психология и психология детского мышления принесли много сведений о генезе процессов мышления. Деятельность ребенка спустя некоторое время после рождения складывается из цепи условных рефлексов. Как только ребенок оказывается способным создавать услов­ные рефлексы, являющиеся уже чем-то большим, чем только удовлетво­рением естественных физических потребностей (например, ребенок пере­стает кричать как только увидит подходящую к нему мать), он начинает различать себя и среду. Методом опыта и ошибок (так же, как это на­блюдается и у человекообразных обезьян) он пытается решать задачи. Средством для этого является детская игра, имитирующая взрослых – имитация социальных отношений в особенности, поскольку в данном случае речь идет о зачатках соединения теории и деятельности (ребенок, занятый игрой, например, не реагирует на опасность – именно так, как Архимед – отделяется от среды). Воображение и фантазия проявляются сильнее, чем восприятие. Но как только перед ребенком встает проблема (например, при игре «в доктора»: «А как бы я делал операцию?» И он строит для себя операционную), то он пытается решить ее, ищет вза­имосвязи, обобщает, использует имеющийся опыт, мыслит.

Мышление в действительности идет от наглядного и действия к тео­ретическому в форме понятий (см. предыдущий текст).

Речь

Речь нераздельно связана с мышлением, хотя нельзя мышление отожде­ствлять с речью уже потому, что в многих случаях мы имеем мысли, к которым ищем дополнительно слова.

Мы ранее указали на то, как предложения, определения были приня­ты современной логикой в основу ее рассуждений.

Речь прежде всего имеет коммуникативное, общественное значение. Она возникла в процессе исторического развития вместе с мышлением, а предпосылкой для этого явилась общественная практика. Коммуника­тивное значение речи важно не только для данного момента. Речь отли­чает нас от животных и благодаря ей мы стали властелинами (благодаря устной и письменной речи) всего опыта, приобретенного прошлыми по­колениями. Особенно хорошо видно значение речи на развитии ребенка. В возрасте 1,5 года он знает приблизительно 20 слов, в 2 года – 300, в 3 года – уже около 900 слов. Именно с помощью речи углубляется контакт с обществом (поэтому иногда дети сердятся вплоть до аффектив­ных судорог, когда не могут сказать, объяснить, о чем они думают). Но одновременно развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с де­ятельностью ребенка. Слово является обобщенным сигналом, таким же реальным раздражителем как предмет, импульс, символом которого оно является. Поэтому оно имеет не только коммуникативное значение, но также и ориентировочное, является пусковым механизмом биологи­чески требуемой условной реакции (слово «лимон» вызывает активную деятельность слюнных желез) (рис. 23).

Физиологические механизмы образования речи

Индукция и дедукция – предыдущая | следующая – Интеллект

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)