Важное значение в процессе реабилитации больного [Кабанов М. М., 1977] имеет перестройка межличностных отношений в ближайшем значимом его окружении и, в частности, в семье. Изучение семьи больного осуществляется совместными усилиями врачей, социальных и медицинских психологов, а также социологов. Психологическое исследование семьи в клинике направлено на решение двух основных задач: 1) определения того, как заболевание кого-либо из ее членов влияет на характер семейных отношений, и 2) каким образом нарушение семейных отношений способствует возникновению или поддержанию проявлений заболевания.
В психиатрической клинике изучение семьи началось с поиска связи между болезнью ее члена и реакцией родственников на эту болезнь. Было выяснено, что многие особенности семейной жизни психиатрического больного определяются именно этим классом отношений. При неврозах и хроническом алкоголизме на первом этапе анализировалась та же зависимость, однако эти исследования были в большей степени направлены на анализ собственно семейных проблем. В настоящее время сохраняется необходимость изучения как общих закономерностей семейных отношений, так и особенностей функционирования семьи, связанных с характером заболевания ее членов. Главная особенность большинства современных исследований в данной области — это их практическая направленность, предполагающая использование их результатов для психотерапии. В семейных исследованиях как в норме, так и в клинике нервных и психических болезней используется большое количество разнообразных психологических методов, которые можно условно разделить на: 1) диагностические — личностные методы исследования членов семьи,определения ролевой структуры и типа семьи и 2) психотерапевтические. Вместе с тем результаты «диагностических» методов можно использовать в процессе психотерапии, а психотерапевтические приемы могут служить для исследовательских целей. Для определения места тех или иных методов исследования семьи и возможности адекватной интерпретации их результатов необходимо исходить из представлений о семье как о системе (группе), включенной в более широкую систему социальных отношений и имеющей свою структуру и функцию. В соответствии с этим исследование может быть адресовано к разным уровням организации семейной системы. Задачи изучения структуры семьи на уровне личностных характеристик отдельных ее членов решаются с помощью методов, используемых для изучения личности в норме и в клинике: опросников, полупроективных и проективных тестов (методики семантического дифференциала, ПДО, MMPI, ТАТ, Роршаха, Кеттела, Розенцвейга, Айзенка и др.). Сами по себе эти методы не имеют какой-либо «семейной» специфики, но данные, полученные с их помощью относительного каждого из членов семьи, могут создать и некоторое представление о семейной структуре. Исследования более высокого уровня организации семьи — межличностного — имеют целью изучение процессов общения, взаимодействия, совместной деятельности. Они предусматривают анализ процессов социальной перцепции (восприятие каждым из членов семьи другого, самого себя, семьи в целом, восприятие семьей каждого из ее членов), коммуникаций, принятия совместных решений.
Методы исследования семьи на личностном уровне. В начале века были предприняты попытки охарактеризовать семейную структуру через сочетание личностных свойств членов семьи. На основе представлений о физических и психологических особенностях супругов формулировались гипотезы о их совместимости [Burgess V.].
В 40—60-е годы на этой основе была сформулирована так называемая «теория выбора супруга». Суть ее заключается в том, что субъекты с конституциональной предрасположенностью к психическим заболеваниям выбирают друг друга. Впоследствии эта теория была признана неудовлетворительной [Kreitman N., 1962], а исследование совместимости в традиционном виде стало достаточно редким явлением.
Однако представление о сочетании личностных характеристик членов семьи может быть полезным для знания семейной структуры. Идеи совместимости (партнеров, супругов) развиваются у пас Н. Н. Обозовым, А. Н. Волковой и др. Исследования в этой области основываются на двух принципах. Первый из них — принцип подобия — контраста свойств партнеров как условия совместимости. В частности, в ряде работ показано, что свойства, в большей степени обусловленные наследственно, обнаруживают тенденцию к контрастности у совместимых индивидов. Человеческие качества, обусловленные скорее воспитанием, подверженные влиянию социокультурной среды (особенно ценностные ориентации, установки, интересы), чаще всего подобны. Второй принцип — гомеостазиса, проявляющийся в том, что совместимые субъекты образуют своеобразную уравновешенную структуру. Их свойства взаимно компенсируют и дополняют друг друга.
психопрофилактика – предыдущая | следующая – совместимость супружеской пары
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание