Глава 12. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений

Важное значение в процессе реабилитации больного [Каба­нов М. М., 1977] имеет перестройка межличностных отношений в ближайшем значимом его окружении и, в частности, в семье. Изучение семьи больного осуществляется совместными уси­лиями врачей, социальных и медицинских психологов, а также социологов. Психологическое исследование семьи в клинике на­правлено на решение двух основных задач: 1) определения того, как заболевание кого-либо из ее членов влияет на характер се­мейных отношений, и 2) каким образом нарушение семейных отношений способствует возникновению или поддержанию про­явлений заболевания.

В психиатрической клинике изучение семьи началось с по­иска связи между болезнью ее члена и реакцией родственников на эту болезнь. Было выяснено, что многие особенности семей­ной жизни психиатрического больного определяются именно этим классом отношений. При неврозах и хроническом алкого­лизме на первом этапе анализировалась та же зависимость, од­нако эти исследования были в большей степени направлены на анализ собственно семейных проблем. В настоящее время сохра­няется необходимость изучения как общих закономерностей се­мейных отношений, так и особенностей функционирования семьи, связанных с характером заболевания ее членов. Главная особенность большинства современных исследований в данной области — это их практическая направленность, предполагаю­щая использование их результатов для психотерапии. В семей­ных исследованиях как в норме, так и в клинике нервных и психических болезней используется большое количество разно­образных психологических методов, которые можно условно разделить на: 1) диагностические — личностные методы иссле­дования членов семьи,определения ролевой структуры и типа семьи и 2) психотерапевтические. Вместе с тем результаты «диагностических» методов можно использовать в процессе пси­хотерапии, а психотерапевтические приемы могут служить для исследовательских целей. Для определения места тех или иных методов исследования семьи и возможности адекватной интер­претации их результатов необходимо исходить из представлений о семье как о системе (группе), включенной в более широкую систему социальных отношений и имеющей свою структуру и функцию. В соответствии с этим исследование может быть адре­совано к разным уровням организации семейной системы. За­дачи изучения структуры семьи на уровне личностных характе­ристик отдельных ее членов решаются с помощью методов, ис­пользуемых для изучения личности в норме и в клинике: опрос­ников, полупроективных и проективных тестов (методики се­мантического дифференциала, ПДО, MMPI, ТАТ, Роршаха, Кеттела, Розенцвейга, Айзенка и др.). Сами по себе эти ме­тоды не имеют какой-либо «семейной» специфики, но данные, полученные с их помощью относительного каждого из членов семьи, могут создать и некоторое представление о семейной структуре. Исследования более высокого уровня организации семьи — межличностного — имеют целью изучение процессов об­щения, взаимодействия, совместной деятельности. Они преду­сматривают анализ процессов социальной перцепции (восприя­тие каждым из членов семьи другого, самого себя, семьи в це­лом, восприятие семьей каждого из ее членов), коммуникаций, принятия совместных решений.

Методы исследования семьи на личностном уровне. В на­чале века были предприняты попытки охарактеризовать семей­ную структуру через сочетание личностных свойств членов семьи. На основе представлений о физических и психологиче­ских особенностях супругов формулировались гипотезы о их совместимости [Burgess V.].

В 40—60-е годы на этой основе была сформулирована так называемая «теория выбора супруга». Суть ее заключается в том, что субъекты с конституциональной предрасположен­ностью к психическим заболеваниям выбирают друг друга. Впоследствии эта теория была признана неудовлетворительной [Kreitman N., 1962], а исследование совместимости в традицион­ном виде стало достаточно редким явлением.

Однако представление о сочетании личностных характери­стик членов семьи может быть полезным для знания семейной структуры. Идеи совместимости (партнеров, супругов) развива­ются у пас Н. Н. Обозовым, А. Н. Волковой и др. Исследования в этой области основываются на двух принципах. Первый из них — принцип подобия — контраста свойств партнеров как ус­ловия совместимости. В частности, в ряде работ показано, что свойства, в большей степени обусловленные наследственно, об­наруживают тенденцию к контрастности у совместимых инди­видов. Человеческие качества, обусловленные скорее воспита­нием, подверженные влиянию социокультурной среды (особенно ценностные ориентации, установки, интересы), чаще всего по­добны. Второй принцип — гомеостазиса, проявляющийся в том, что совместимые субъекты образуют своеобразную уравнове­шенную структуру. Их свойства взаимно компенсируют и до­полняют друг друга.

 

психопрофилактика – предыдущая | следующая – совместимость супружеской пары

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание