canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Психопрофилактика является важной частью психокоррекции. Многие категории людей нуждаются в психопрофилактике.

Глава 11. Групповые методы психотерапии и психокоррекции (продолжение)

У больных соматическими и нервно-органическими расстрой­ствами задачи психологической коррекции связаны прежде всего с изменением патологической реакции личности на забо­левание, которая различными эмоциогенными расстройствами усугубляет тяжесть основного страдания и затрудняет восста­новление нарушенного в результате болезни социального функ­ционирования личности — изменение социального статуса, смена ролей, снижение или ограничение работоспособности, сужение контактов и пр. [Демиденко Т. Д. с соавт., 1975; Губачев О. М. с соавт., 1981]. Если в происхождении определенного заболева­ния роль психологического фактора более существенна и имеют место невротические наслоения, то тогда психологическая кор­рекция носит более глубокий характер и направлена не только на изменение отношения к болезни, но и на коррекцию более глубоких отношений личности. Для работы с указанным кон­тингентом больных наиболее адекватны различные социотера- певтические методы, социально-психологический тренинг, ме­тоды, направленные на создание определенной жизненной пер­спективы, повышение уверенности в себе. Большое значение для последующей адаптации имеют создание терапевтической среды и семейная психотерапия. Задачами психопрофилакти­ческой работы являются повышение адаптивных возможностей личности, обеспечение ее устойчивости к различного рода не­благоприятным воздействиям, стабилизация существующих адаптивных отношений и формирование новых необходимых отношений и форм поведения. В работах В. К- Мягер и сотр. в качестве важных проблем называются определение границ нормы и болезни и выявление групп и лиц с повышенной уг­розой возникновения заболевания. В качестве факторов риска выделяются личностный, межличностный и ситуационный. В психокоррекционных воздействиях с целью психопрофилак­тики, как правило, нуждаются так называемые уязвимые кон­тингента. В качестве уязвимых контингентов могут рассматри­ваться: во-первых, лица с определенными личностными особен­ностями (высокой степенью тревожности, нейротизма, эгоцен­тричное, лица с низкой самооценкой); во-вторых, лица, нахо­дящиеся в определенной возрастной фазе, которая предъявляет к человеку иные требования, чем существовавшие до сих пор, где требуется иная адаптация (подростковый период, начало и окончание трудовой деятельности, вступление в брак и т. д.); в-третьих, это лица, находящиеся в кризисной ситуации лич­ного плана; в-четвертых, лица проживающие или работающие в экстремальных условиях (трудные климатические условия, замкнутость в пространстве, ограниченность в контактах, сен­сорная депривация и пр.). В работе с подобными континген- тами психокоррекционная работа приобретает особо важное значение, она направлена па стабилизацию отношений лично­сти, на выработку новых, более соответствующих в данной си­туации отношений, на развитие адекватных реакций и форм поведения, на снятие напряжения и преодоление тревоги. Ре­шаться эти задачи могут практически с помощью всех извест­ных методов психологической коррекции. Чаще всего в этих целях используются аутогенная тренировка, тренинговые ме­тоды, групповая дискуссия и другие формы групповой работы, семейная психотерапия.

В настоящее время все более возрастает роль психолога при проведении психокоррекционной работы. Психологи, рабо­тающие в медицинских учреждениях, занимаются не только психологической диагностикой, но все более включаются в психокоррекционную работу с пациентами. Освоение медицинским психологом этой новой роли является оправданным, так как основной задачей психологической коррекции является восста­новление нарушенных отношений личности, которые, будучи сами по себе психологическим феноменом, подвергаются из­менениям посредством использования влияний психологиче­ского и социально-психологического порядка. Психолог может принимать участие практически во всех видах психокоррекцион- ной работы: индивидуальной, групповой, семейной, социотера- пии. Однако степень его самостоятельного участия определяется не столько конкретными методами психологической коррекции, сколько тем контингентом, с которым проводится психокоррек- ционная работа. Если речь идет о психогигиенической и психо­профилактической работе, то, вероятно, хороню подготовлен­ный клинический психолог может проводить эту работу само­стоятельно. Если же речь идет о клинических коптингентах, то в таком случае наиболее адекватной является совместная ра­бота врача и психолога или так называемый бригадный метод, когда в работе с пациентом принимают участие несколько спе­циалистов: врач, психолог, медицинская сестра и другие (на­пример, социолог, терапевт по занятости и т. д.), где каждый привносит в проводимую работу соответствующий его подго­товке вклад: врач — клинический, психолог — психологический и социально-психологический. Но и в рамках клиники есть психокоррекционные методы, которые могут быть полностью отнесены к компетенции психолога: это, прежде всего, социотерапевтические методы, коммуникативная, поведенческая и тренинговая терапия, многочисленные вспомогательные, в ча­стности невербальные, приемы. Разумеется, что и при прове­дении этих методов психолог должен работать в тесном кон­такте с врачом. Участие психолога в проведении психокоррек- ционной работы расширяет диапазон его возможностей и в плане диагностики. В процессе общения с пациентом, в про­цессе групповой деятельности психолог наблюдает за пациен­том в самых разнообразных ситуациях и получает чрезвы­чайно существенную информацию о специфических и повто­ряющихся формах поведения пациента, об особенностях его взаимоотношений с окружающими, о его установках, отноше­ниях, мотивации, ценностных ориентациях, которая не всегда может быть получена при экспериментально-психологических исследованиях. Этот материал может иметь существенное зна­чение не только для личностной диагностики, но и для диагно­стики клинической. Обсуждение с пациентом результатов ис­следования интеллекта, памяти, внимания, мышления также может быть использовано в психокоррекционных целях. Та­кая информация (особенно для неуверенных в себе пациен­тов) может положительно влиять на самооценку, на правиль­ную оценку характера и последствий своего заболевания, что способствует формированию адекватного отношения к болезни и лечению, вселяет уверенность и создает лечебную перспек­тиву.

 

социотерапевтические методы – предыдущая | следующая – теория выбора супруга

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика