Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

XII. Мышление. Нарушения мышления встречаются при различных по локализации очагах поражения мозга. Сущест­вует большое количество методов исследования этой наиболее сложной формы психической деятельности, среди которых вы­деляются приемы, имеющие определенное топико-диагностиче-ское значение. В этом разделе приводятся некоторые из них, направленные главным образом на выявление дефектов функ­ционирования лобных долей мозга как наиболее трудных для нейропсихологического анализа. Обычно используются два типа заданий. Для одних необходимо участие системы рече­вых связей, для других непосредственное участие устной речи менее обязательно. Последние имеют важное значение при об­следовании больных с выраженными наруше­ниями речи.

59. Последователь­ные картинки. Предъ­являются 3 серии раз­ных по сложности сю­жета последователь­ных картинок (каждая из 4 составляющих). Испытуемый должен разложить картинки каждой из серий в оп­ределенной последова­тельности — так, что­бы они составили вме­сте небольшой рассказ (рис. 13, а, б). Картинки предъявляются обыч­но в разрозненном ви­де, но в упрощенном варианте опыта может быть использована и «правильная последо­вательность». Используется и иной вариант последовательных картинок. Например, больному предлагают 2 серии последовательных картинок, в од­ной из которых событие разворачивается в единой конкретной ситуации (как на рис. 13,6), в другой —такая ситуация отсутст­вует (см. рис. 13, с). Испытуемый должен разложить картинки каждой серии в определенной последовательности. Предполага­ется, что выполнение первой задачи (связанной с анализом конкретных составляющих сюжета)  связано преимущественно с функциями правого полушария, а второй (связано с анали­зом изменения ситуации во времени и пространстве) — с функ­циями левого полушария. Успех также зависит и от локализа­ции очага в пределах одного полушария (лобная, височная, теменно-затылочная области). При анализе результатов учи­тываются такие особенности выполнения заданий, как способ­ность к выделению существенных признаков каждого сюжета, импульсивность в принятии решения, трудности словесной формулировки сюжета (сохранность операций «внутренней речи»), критичность и другие данные.

60. Понимание смысла сюжетных картинок. Эти пробы про­водятся при относительной сохранности у больного экспрес­сивной и импрессивпой стороны речи. Предъявляются после­довательно 3 сюжетные картинки различной степени сложно­сти. Испытуемый должен оценить сюжет каждой из них и составить короткий рассказ. При анализе важно отмстить, в какой мере больной выделяет существенные признаки изобра­жения или делает импульсивные заключения на основе слу­чайных признаков, его речевой статус, ориентировку в прост­ранственных взаимоотношениях между фрагментами сюжета, активность больного, критичность и др. Описанные пробы этого раздела могут быть дополнены экспериментами на по­нимание коротких текстов (в том числе с переносным смыс­лом рассказа), решение простых задач, пробами на понятий­ное мышление и другими, отражающими характер операций мышления.

 

пробы на категоризацию– предыдущая | следующая – слуховые расстройства

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание