canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Разыгрывание ролевых ситуаций - это один из методов групповой психотерапии. Чтобы прочувствовать контакт с другими участниками группы, используют метод разыгрывания ролевых ситауций.

Глава 11. Групповые методы психотерапии и психокоррекции (продолжение)

Средства воздействия, используемые психотерапевтом в ходе групповых занятий, можно условно разделить на вербальные и невербальные. К невербальным формам воздействия личности психотерапевта можно отнести его мимику, жестикуляцию, ин­тонацию. Используемые более или менее сознательно и целена­правленно, они выражают собственные эмоциональные состоя­ния психотерапевта и служат для стимулирования пациентов к определенной активности, а также являются средством по­ложительного или отрицательного подкрепления определенных форм поведения пациентов. Человек в меньшей степени спосо­бен контролировать свои невербальные реакции по сравнению с вербальными. Это относится не только к пациентам, но и к психотерапевту. В этой связи к психотерапевту предъявля­ются определенные требования в плане контроля своего невер­бального поведения.

Вербальные средства воздействия можно условно разделить на несколько категорий: а) структурирование хода занятий; б) сбор информации — психотерапевт задает вопросы, стиму­лирует других пациентов к задаванию вопросов; в) интерпре­тация — наиболее обширная категория психотерапевтических приемов. Она может касаться как прошлого пациента, так и относиться к актуальному периоду. При этом имеют место от­ражение эмоций (психотерапевт повторяет высказывание па­циента, не выходя за пределы их явного содержания); клас­сификация (психотерапевт извлекает из высказываний пациен­тов то существенное, что содержится в них неявным образом); конфронтация (психотерапевт сопоставляет отдельные выска­зывания с целью показать сходства, различия, противоречия, которые пациент до сих пор не замечал); собственно интерпре­тация (постановка гипотез в отношении причинпо-следствен- ных связей, в наличии которых пациент не отдавал себе от­чета); г) убеждение и переубеждение, совершаемые непосред­ственно и опосредованно; д) предоставление информации; е) постановка определенных заданий, которые должны выпол­нять пациенты (речь идет об использовании различных вспо­могательных техник, как вербальных, так и невербальных).

Все эти категории характеризуют интерпретационный стиль ведения группы. В каждом из этих подходов речь идет не только о собственной активности психотерапевта, но главным образом о стимулировании участников группы к определенным видам активности. Как бы ни были точны и верны интерпрета­ции и гипотезы самого психотерапевта, они лучше воспринима­ются пациентами, если они будут совместно выработаны. Группа сама задает ту глубину и полноту, на которую она спо­собна на сегодняшний день. Задача психотерапевта заключа­ется в том, чтобы стимулировать активность, повторять, под­черкивать наиболее ценные высказывания, положительно их подкреплять.

К вспомогательным приемам могут быть отнесены и та­кие, как разыгрывание ролевых ситуаций, проективный рису­нок, психогимпастика, музыкотерапия.

1. Разыгрывание ролевых ситуаций. Функция этой формы пси­хотерапии заключается в предоставлении группе дополнитель­ного материала, необходимого для понимания проблематики отдельных ее участков. Эта форма оказывается особенно по­лезной тогда, когда в группе наблюдается тенденция к избе­ганию обсуждения реальных ситуаций пациента, к абстрактным рассуждениям, к излишне интеллектуализированному решению проблем. Разыгрывание ролевых ситуаций оказывается полез­ным также тогда, когда пациенту трудно вербализовать те или иные проблемы, чувства, эмоции. Разыгрывание ролей позво­ляет группе полнее увидеть пациента в конкретной ситуации. Особенно это важно, если факты, которые излагает пациент, его попытки интерпретировать события своей жизни являются противоречивыми и неубедительными. Этот психотерапевтиче­ский прием может быть отдельным занятием, а может, в слу­чае необходимости, включаться психотерапевтом в ход группо­вой дискуссии. Если разыгрывание ролей используется в виде самостоятельного занятия, то оно строится следующим образом. Все пациенты получают одну тему и по очереди разыгрывают ее, выбирая себе партнера из членов группы. Темы могут быть самыми разнообразными, например 1) «Трудный разговор»: пациенту следует разыграть перед группой разговор, кото­рый по какой-либо причине (сама тема, сложные отношения с человеком, с которым нужно говорить и т. п.) является для него трудным и неприятным; 2) «Просьба: пациенту надо по­просить что-либо для него важное у человека, который не скло­нен сразу удовлетворить его просьбу; 3) «Требование»: необ­ходимо потребовать что-либо у человека, который не склонен выполнять это требование; 4) «Примирение»: требуется прими­риться с человеком, перед которым испытываешь вину; 5) «Обида»: приходится высказать обиду человеку, который считает, что она не вполне заслуженна; 6) «Неудовольствие»: нужно высказать свое недовольство поведением человека, кото­рый считает, что поступает правильно, и т. д.

Темы можно формулировать таким образом, чтобы в них принимала участие практически вся группа (например, какая- либо ситуация на работе или в семье). Они могут быть менее реальными или даже фантастическими (например, «Карнавал», «Необитаемый остров», «Прием гостей» и т. д.).

После проигрывания ситуации группа обсуждает увиденное и услышанное: какие рациональные и какие эмоциональные за­дачи ставил перед собой пациент, каким и насколько адекват­ным способом он решал их, какие эмоции возникали у партне­ров по отношению друг к другу во время разыгрывания ситу­аций, насколько достигнутое соответствовало поставленным це­лям и ожиданиям и па рациональном и на эмоциональном уровне. В группе после разыгрывания ситуации обсуждается также вопрос о том, насколько характерно такое поведение для пациента вообще, в группе, в реальной жизни. В зависимости от конкретной ситуации могут обсуждаться самые разнообраз­ные моменты, имеющие значение для понимания проблематики конкретного пациента, например выбор партнера на «положи­тельную» или «отрицательную» роль, повторяющиеся стерео­типы поведения. В некоторых случаях (обычно это касается пациентов с выраженным чувством неуверенности) методика разыгрывания ролевых ситуаций может выполнять функцию поведенческого тренинга. Тогда пациенту предлагают разыграть ситуацию, в которой он испытывает напряжение, скованность, неуверенность. Пациент проигрывает эту ситуацию несколько раз, до тех пор, пока он не сделает этого достаточно свободно, не испытывая при этом отрицательных эмоций. Как правило, в таком случае психотерапевт совместно с группой задают схему ситуации, оговаривая способы и даже текст.

 

групповая дискуссия – предыдущая | следующая – психогимнастика

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика