canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Психогимнастика - это особый вид психотерапии. Если средством коммуникации в группе является двигательный процесс - то это проходит занятие по психогимнастике.

Глава 11. Групповые методы психотерапии и психокоррекции (продолжение)

2. Психогимнастика. Это форма психотерапии, при которой главным средством коммуникации является двигательная экс­прессия. Она требует от участников группы выражения эмоций с помощью мимики, пантомимы. В основу проводимых нами психогимнастических занятий положена методика, разработан­ная Н. Junova (1979).

Психогимнастические занятия состоят из двух частей: подго­товительной и пантомимической. Целью первой являются умень­шение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы, тренинг способности выражения и понимания чувств, мыслей, различных эмоциональных состоя­ний без помощи слов. Как правило, подготовительная часть за­нятия начинается с упражнений, направленных на развитие внимания. К такого рода упражнениям относятся: а) гимна­стика с запаздыванием: вся группа повторяет за одним из ее участников обычное гимнастическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение; темп упражнения постепенно на­растает; б) «передача ритма по кругу»: вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм; в) «Передача движения по кругу»: один из участников группы начинает действие с вообра­жаемым предметом таким образом, чтобы это действие можно было продолжить; сосед продолжает это действие; такие обра­зом, воображаемый предмет обходит весь круг; г) «Зеркало»: участники группы разбиваются на пары и по очереди зеркально повторяют движения своего партнера. Другой вид упражнений направлен главным образом па снятие напряжения и состоит из простейших движений, например: «я иду по воде», «по горя­чему песку», «спешу на работу», «возвращаюсь с работы», «иду к врачу», «на занятие группы» и пр. Сюда же относится упраж­нение и по типу «третий лишний» и т. п., для чего могут ис­пользоваться также разнообразные подвижные игры.

Следующий тип упражнений направлен прежде всего на со­кращение эмоциональной дистанции между участниками группы, па развитие сотрудничества и взаимопомощи. Здесь ис­пользуются упражнения, предусматривающие непосредственный контакт, уменьшение пространственной дистанции: разойтись с партнером на узком мостике, сесть на стул, занятый другим человеком, успокоить обиженного человека, «передать чувства по кругу». В последнем упражнении вся группа садится в круг и закрывает глаза. Один из се участников передаст какое-либо чувство своему соседу с помощью прикосновения, а тот, в свою очередь, должен передать это чувство дальше своему соседу, сохранив его содержание, по выразив его с помощью собствен­ных средств. Таким образом, одно и то же чувство, выражен­ное с помощью различных движений и прикосновений, обходит весь круг. Такого рода упражнения способствуют развитию чувства безопасности у пациентов, доверия, эмоционального принятия друг друга.

Применяются и другие упражнения, связанные с трениров­кой понимания невербального поведения других и тренировкой способности выражения своих чувств и мыслей с помощью не­вербального поведения, например: а) договориться о чем-либо с другим человеком с помощью только жестов (разговор через толстое стекло); б) изобразить то или иное состояние, чувство (например, радость, раздражение, гнев, обиду, сочувствие и пр.), изобразить психологические особенности свои или дру­гого человека; каков я есть, каким я хотел бы быть, каким я кажусь окружающим; в) понять, какое чувство или мысль хо­тел выразить другой человек с помощью невербального пове­дения; г) обратить на себя внимание группы и т. д.

Все перечисленные упражнения составляют подготовитель­ную часть групповой психотерапии, хотя по времени она может занимать примерно до половины всего занятия и нести более выраженную содержательную нагрузку, особенно на более позд­них этапах развития группы. Выбор упражнений подготовитель­ной части, а также ее длительность определяются общегруппо­вой ситуацией и фазой развития группы. Например, в некото­рых случаях первые занятия психогимнастикой могут состоять юлько из упражнений подготовительной части. Напряжение, скованность, тревога, свойственные невротическим пациентам, и непривычной ситуации усиливаются, страх перед неформаль­ными контактами, к тому же в такой непривычной форме, воз­растает. Поэтому на данном этапе не следует давать слишком сложных пантомимических заданий и слишком увлекаться ин­терпретацией упражнений (по сути дела, каждое упражнение содержит материал, доступный содержательной интерпретации). В такой ситуации гораздо эффективнее предлагать группе об­щие упражнения, связанные с тренировкой внимания, способно­сти понимать невербальные проявления вообще, а также уп­ражнения, направленные на сокращение эмоциональной дистан­ции между участниками группы.

На последующих этапах возрастает удельный вес собственно пантомимических заданий. Здесь психотерапевт задает опреде­ленную тему, которую пациенты должны представить с помощью невербальных средств. Темы могут быть ориентированы как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы, свойст­венные всем участникам группы и группе в целом, т. е. касаю­щиеся межличностных отношений в психотерапевтической группе. Тема 1 — «Преодоление трудностей». Все пациенты по очереди изображают, как они преодолевают жизненные трудно­сти (символически «трудность» может олицетворять любой пред­мет: например, скамья или стул изображают преграду, которую нужно преодолеть). Тема 2 — «Запретный плод». Все пациенты по очереди показывают, как они ведут себя в ситуации, когда их желания расходятся с внешними или внутренними нормами (роль «запретного плода» также может «играть» какой-либо предмет). Тема 3 — «Моя семья». Пациент выбирает несколько участников группы и расставляет их в пространстве так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмо­циональной близости с членами семьи (или ближайшим ок­ружением). Тема 4 — «Скульптор». Один из членов группы выступает в роли скульптора, т. е. придает членам группы позы, которые, по его мнению, отражают их особенности и кон­фликты. Тема 5 — «Моя группа», связанная с выражением чувств к членам группы, своего ближайшего окружения, к членам своей семьи. Члены группы расставляются в прост­ранстве, причем физическое расстояние между членами группы должно отражать степень эмоциональной близости и т. д.

Содержание тем для пантомимы не ограничено. Их могут предлагать и психотерапевт, и пациенты, ориентируясь как на проблемы каждого отдельного пациента, так и группы в целом.

Выполнение каждого занятия пантомимической части обсуж­дается всей группой: разбираются переживания и чувства, воз­никшие у пациентов во время выполнения упражнений, анали­зируется выражение индивидуальных проблем, а также отно­шений между участниками группы и пр. Оцениваются также  м задания подготовительной части (на более поздних этапах функционирования группы). На первых фазах работы психотерапевтической группы  интерпретации  уделяется не слишеом много внимания (естественно, группой, но не психотерапевтом для себя). В дальнейшем  любое невербальное задание обсуждается группой довольно подробно. Весь материал, полученный в ходе гимнастики, в дальнейшем  используется  на групповой дискуссии как важный материал.

 

 

разыгрывание ролевых ситуаций – предыдущая | следующая – музыкотерапия

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика