Яндекс.Метрика

Глава 11. Групповые методы психотерапии и психокоррекции (продолжение)

3. Проективный рисунок. Функцией проективного рисунка также является предоставление дополнительного материала о проблемах отдельного пациента. Так же как и методика разыгрывания ролевых ситуаций и психогимнастика, проек­тивный рисунок способствует выявлению и пониманию трудно- вербализуемых проблем и переживаний. Занятие строится сле­дующим образом: каждый пациент получает лист бумаги, цвет­ные мелки (можно цветные карандаши или краски) и рисует на заданную тему. Темы рисунка могут касаться как индиви­дуальных, так и внутригрупповых проблем: какой я есть, ка­ким я хотел бы быть, каким кажусь окружающим, моя семья, моя работа, мои родители, я среди людей, мое представление о невротике и здоровом человеке, самая большая трудность, самое приятное или самое неприятное воспоминание или пере­живание (какого-либо определенного периода, например дет­ства, или жизни вообще) моя главная проблема, что мне нра­вится и что не нравится в людях, три желания, «остров счастья», жизнь без невроза, мой любимый герой, моя группа, мое поло­жение в группе, кто-либо из членов группы и т. д.

На рисование отводится 30 мин. Затем все рисунки выве­шиваются па доске, и группа начинает по очереди их обсуж­дение. Сначала все члены группы говорят о том, что хотел изобразить автор, как они понимают его рисунок, а затем го­ворит автор данного рисунка. Обсуждаются также возникшие расхождения в интерпретации рисунка группой и самим рисо­вавшим. При интерпретации рисунка обращается внимание на его содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в разных рисунках особенности. В ри­сунках находят непосредственное выражение восприятие паци­ентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые. Например, пациент, гово­рящий, что он является главой семьи и доволен своим поло­жением, которое он занимает в семье, рисует на тему «Моя семья» яркие и крупные фигуры жены и детей в центре листа и себя самого, лежащего на кровати, причем себя он рисует черным цветом и помещает свою крошечную фигурку в ниж­нем углу листа. В дальнейшем оказалось, что рисунок в го­раздо большей степени отражал истинную ситуацию, а глав­ное — истинные переживания пациента по поводу занимаемого им положения в семье.

Может использоваться и другой вариант проективного ри­сунка, когда вся группа рисует сообща одну картину. В этом случае обсуждаются также участие каждого члена группы в общей работе, характер его вклада в общую деятельность и особенности взаимодействия группы. Такая форма проектив­ного рисунка стимулирует развитие в группе сотрудничества и активного взаимодействия членов группы друг с другом, вы­являет структуру лидерства и роли членов группы. Можно также с этой целью использовать лепку (пластилин или глина) и в варианте индивидуальной, и в варианте совместной груп­повой деятельности.

4. Музыкотерапия. При рецептивном (пассивном) варианте музыкотерапии занятия строятся следующим образом: паци­енты прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, затем обсуждают эмоции, чувства, переживания, воспоминания и мысли, которые возникли при прослушивании музыки. На одном занятии прослушиваются, как правило, три музыкальных произведения или три более или менее закон­ченных музыкальных отрывка (каждое произведение длится примерно 10 мин). Программы для занятий составляются с уче­том различной эмоциональной «нагрузки» музыкальных произ­ведений. Первое произведение должно создавать определенное настроение для всего занятия, определенную атмосферу, оно, как правило, спокойное, отличающееся расслабляющим дейст­вием, не слишком напряженное. Второе произведение несет основную нагрузку. Оно более динамичное, драматичное, его функция — стимулировать интенсивные эмоции, переживания, воспоминания. После прослушивания этого музыкального про­изведения группа обсуждает те переживания, воспоминания, ассоциации, эмоции, которые возникли у пациентов в ходе про­слушивания музыки. Третье произведение должно снять воз­никшее напряжение, оно может быть спокойным, расслабляю­щим либо, наоборот, энергичным, дающим заряд оптимизма, энергии, бодрости.

Музыкально образованный психотерапевт или психолог мо­гут также стимулировать в процессе музыкотерапии собствен­ную активность пациентов, давая задания подобрать музы­кальные произведения, наиболее соответствующие их эмоци­ональному состоянию, или же музыкальное произведение, по их мнению более всего соответствующее состоянию какого- либо пациента. Для использования активного варианта музы­котерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов (колокольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр.). Пациен­там предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, психогимнастики, рисунка, на­пример трудный разговор с кем-либо из лиц ближайшего окру­жения. Пациент выбирает себе музыкальный инструмент и ин­струмент для своего партнера, и затем с помощью звуков соз­дается диалог. Обсуждение здесь идет тем же образом, что и при проведении других вспомогательных техник. Кроме пере­численных вспомогательных приемов, в процессе групповой психотерапии могут также использоваться такие методики, как хореотерапия, или танцы, пение. Их целью является создание соответствующей эмоциональной атмосферы, необходимой для психотерапевтического функционирования группы, снижения уровня напряжения, скованности, отчужденности, создания сплоченности, формирования сотрудничества, взаимопонимания, эмоционального контакта.

психогимнастика – предыдущая | следующая – терапевтическая среда

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание