Средства воздействия, используемые психотерапевтом в ходе групповых занятий, можно условно разделить на вербальные и невербальные. К невербальным формам воздействия личности психотерапевта можно отнести его мимику, жестикуляцию, интонацию. Используемые более или менее сознательно и целенаправленно, они выражают собственные эмоциональные состояния психотерапевта и служат для стимулирования пациентов к определенной активности, а также являются средством положительного или отрицательного подкрепления определенных форм поведения пациентов. Человек в меньшей степени способен контролировать свои невербальные реакции по сравнению с вербальными. Это относится не только к пациентам, но и к психотерапевту. В этой связи к психотерапевту предъявляются определенные требования в плане контроля своего невербального поведения.
Вербальные средства воздействия можно условно разделить на несколько категорий: а) структурирование хода занятий; б) сбор информации — психотерапевт задает вопросы, стимулирует других пациентов к задаванию вопросов; в) интерпретация — наиболее обширная категория психотерапевтических приемов. Она может касаться как прошлого пациента, так и относиться к актуальному периоду. При этом имеют место отражение эмоций (психотерапевт повторяет высказывание пациента, не выходя за пределы их явного содержания); классификация (психотерапевт извлекает из высказываний пациентов то существенное, что содержится в них неявным образом); конфронтация (психотерапевт сопоставляет отдельные высказывания с целью показать сходства, различия, противоречия, которые пациент до сих пор не замечал); собственно интерпретация (постановка гипотез в отношении причинпо-следствен- ных связей, в наличии которых пациент не отдавал себе отчета); г) убеждение и переубеждение, совершаемые непосредственно и опосредованно; д) предоставление информации; е) постановка определенных заданий, которые должны выполнять пациенты (речь идет об использовании различных вспомогательных техник, как вербальных, так и невербальных).
Все эти категории характеризуют интерпретационный стиль ведения группы. В каждом из этих подходов речь идет не только о собственной активности психотерапевта, но главным образом о стимулировании участников группы к определенным видам активности. Как бы ни были точны и верны интерпретации и гипотезы самого психотерапевта, они лучше воспринимаются пациентами, если они будут совместно выработаны. Группа сама задает ту глубину и полноту, на которую она способна на сегодняшний день. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы стимулировать активность, повторять, подчеркивать наиболее ценные высказывания, положительно их подкреплять.
К вспомогательным приемам могут быть отнесены и такие, как разыгрывание ролевых ситуаций, проективный рисунок, психогимпастика, музыкотерапия.
1. Разыгрывание ролевых ситуаций. Функция этой формы психотерапии заключается в предоставлении группе дополнительного материала, необходимого для понимания проблематики отдельных ее участков. Эта форма оказывается особенно полезной тогда, когда в группе наблюдается тенденция к избеганию обсуждения реальных ситуаций пациента, к абстрактным рассуждениям, к излишне интеллектуализированному решению проблем. Разыгрывание ролевых ситуаций оказывается полезным также тогда, когда пациенту трудно вербализовать те или иные проблемы, чувства, эмоции. Разыгрывание ролей позволяет группе полнее увидеть пациента в конкретной ситуации. Особенно это важно, если факты, которые излагает пациент, его попытки интерпретировать события своей жизни являются противоречивыми и неубедительными. Этот психотерапевтический прием может быть отдельным занятием, а может, в случае необходимости, включаться психотерапевтом в ход групповой дискуссии. Если разыгрывание ролей используется в виде самостоятельного занятия, то оно строится следующим образом. Все пациенты получают одну тему и по очереди разыгрывают ее, выбирая себе партнера из членов группы. Темы могут быть самыми разнообразными, например 1) «Трудный разговор»: пациенту следует разыграть перед группой разговор, который по какой-либо причине (сама тема, сложные отношения с человеком, с которым нужно говорить и т. п.) является для него трудным и неприятным; 2) «Просьба: пациенту надо попросить что-либо для него важное у человека, который не склонен сразу удовлетворить его просьбу; 3) «Требование»: необходимо потребовать что-либо у человека, который не склонен выполнять это требование; 4) «Примирение»: требуется примириться с человеком, перед которым испытываешь вину; 5) «Обида»: приходится высказать обиду человеку, который считает, что она не вполне заслуженна; 6) «Неудовольствие»: нужно высказать свое недовольство поведением человека, который считает, что поступает правильно, и т. д.
Темы можно формулировать таким образом, чтобы в них принимала участие практически вся группа (например, какая- либо ситуация на работе или в семье). Они могут быть менее реальными или даже фантастическими (например, «Карнавал», «Необитаемый остров», «Прием гостей» и т. д.).
После проигрывания ситуации группа обсуждает увиденное и услышанное: какие рациональные и какие эмоциональные задачи ставил перед собой пациент, каким и насколько адекватным способом он решал их, какие эмоции возникали у партнеров по отношению друг к другу во время разыгрывания ситуаций, насколько достигнутое соответствовало поставленным целям и ожиданиям и па рациональном и на эмоциональном уровне. В группе после разыгрывания ситуации обсуждается также вопрос о том, насколько характерно такое поведение для пациента вообще, в группе, в реальной жизни. В зависимости от конкретной ситуации могут обсуждаться самые разнообразные моменты, имеющие значение для понимания проблематики конкретного пациента, например выбор партнера на «положительную» или «отрицательную» роль, повторяющиеся стереотипы поведения. В некоторых случаях (обычно это касается пациентов с выраженным чувством неуверенности) методика разыгрывания ролевых ситуаций может выполнять функцию поведенческого тренинга. Тогда пациенту предлагают разыграть ситуацию, в которой он испытывает напряжение, скованность, неуверенность. Пациент проигрывает эту ситуацию несколько раз, до тех пор, пока он не сделает этого достаточно свободно, не испытывая при этом отрицательных эмоций. Как правило, в таком случае психотерапевт совместно с группой задают схему ситуации, оговаривая способы и даже текст.
групповая дискуссия – предыдущая | следующая – психогимнастика
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание