Глава 12. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений (продолжение)

Методы исследования процессов социальной перцепции в семье. Теоретической основой изучения восприятия людьми друг друга являются исследования А. А. Бодалева (1970). Ав­тор подчеркивает, что совместная деятельность способствует проявлению у партнера определенных качеств, познание кото­рых и происходит в процессе самого взаимодействия. Прямой контакт, общение со «значимыми другими» имеет специфиче­ские особенности по сравнению с иными формами общения. Знания, получаемые человеком о других людях при прямом контакте с ними, имея, как правило, сильнейшую эмоциональ­ную окраску, облегчают выработку одних психологических обобщений и критериев оценки людей и затрудняют формиро­вание других. Это положение, характерное для процессов со­циальной перцепции здоровых людей, приобретает особое зна­чение при исследовании семейных отношений в клинике. Как подчеркивает Г. М. Андреева (1977), при изучении процессов социальной перцепции (речь идет о перцепции в широком смысле слова — восприятии, представлении, понимании) дол­жны рассматриваться следующие уровни: 1) восприятие чле­нами группы (в данном случае семейной) друг друга (качество эмпатии, взаимное понимание и т. д.); 2) восприятие каждым из членов группы семьи в целом; 3) восприятие группой каж­дого из ее членов. В современных отечественных исследованиях семьи в клинике процесс социальной перцепции чаще всего изучается на уровне восприятия членами семьи друг друга. Для этого используются личностные методики, модифицирован­ные для процедуры взаимооценок. Наибольшее распростране­ние получили у нас: опросник Т. Лири, ПДО-2 А. Е. Личко (модифицированный Э. Г. Эйдемиллером), методика семанти­ческого дифференциала (в различных модификациях), «мето­дика понимания» Л. II. Горбуновой.

Э. Г. Эйдемиллер предложил оценивать с помощью патохарактерологического диагностического опросника (1976) пред­ставления подростков о своих родителях и родителей о подро­стках, и с этой целыо разработан вариант опросника ПДО-2. В дополнение к ПДО-2 автор использовал методику аутоиден- тификации и идентификации по словесным характерологическим портретам (СПХ). Для этого на основании классических клини­ческих представлений им был сделан набор словесных описаний 13 характерологических типов. Этот метод основывается непо­средственно на оценке испытуемым своего характера, т. е. на сравнении субъективного образа с предлагаемыми стандартами. В случае идентификации с помощью методики родственники оце­нивают друг друга, используя словесные характерологические портреты. Оба метода позволили определить различия во вза­имовосприятии родителей и подростков с различными типами акцентуаций. Аналогичным образом используется методика, мо­дифицированная на основе MMPI Л. И. Горбуновой (1981), названная ею «методикой понимания». В методику вошли 200 утверждений из 550 выбранных на основании статистической процедуры, отделивших 100 утверждений, имевших наивысший процент совпадения ответов родителей и больных, и 100 ут­верждений, имевших наименьший процент совпадения ответов. Эта методика позволяет дифференцировать представления ро­дителей о своих больных детях. С ее помощью было выявлено, что достаточно полное знание родителями своих детей, больных шизофренией, ограничивается лишь их соматическим состоя­нием. Хуже распознаются проявления, связанные с психиче­скими нарушениями. В наименьшей степени родители имеют представление о внутреннем мире больного, его интересах, цен­ностных ориентациях, мировоззрении, морально-этических уста­новках и переживаниях, связанных с отношением к противопо­ложному полу.

Одним из зарубежных методов, направленных на изучение взаимовосприятия в семье, является опросник, предложенный Т. F. Leary (1957). В несколько модифицированном виде он используется советскими авторами (Ю. А. Решетняк, Г. С. Ва- сйльченко). Опросник включает список из 128 характеристик личности (типа «умеет настоять на своем», «благодарный», «бескорыстный», «любит ответственность» и т. д.). Эти характе­ристики испытуемый оценивает в различных вариантах. В пред­лагаемой модификации все вопросы анкеты группируются в восемь октант, определяющих различные личностные черты. Пер­вая октанта содержит качества, располагающиеся по оси: тен­денция к доминированию (лидерству)—властность — деспотич­ность; во второй — уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность-; в третьей требовательность — непримири­мость— жестокость и т. д.; в четвертой — скептицизм — упрям­ство— негативизм; в пятой— уступчивость — кротость—пас­сивная подчиняемость; в шестой — доверчивость — послуш­ность — зависимость; в седьмой — добросердечие — несамостоя­тельность, чрезмерный конформизм; в восьмой — отзывчивость — бескорыстие — жертвенность.

Важным преимуществом, которое дает использование опрос­ника Т. Лири в семейных исследованиях, является мпогоаспектность перцептивных представлений. Самооценка и оценка парт­нера здесь дополнены рядом важных характеристик, таких как оценка идеала (жены или мужа), оценка образов отца и ма­тери. Особо можно отметит!) выделение оценки «Я в мнении жены (мужа)», которая дает возможность определить степень точности представлений члена семьи в том, как его восприни­мают близкие, что непосредственно определяет взаимодействие в семье. Кроме того (и это представляется существенным), оп­росник содержит в себе предлагаемую автором модель форми­рования нарушенных отношений в семье. Другими словами, ме­тодика выявляет: самооценку и степень неудовлетворенности собой, ожидания в отношении личности жены (мужа) и сте­пень расхождения этих ожиданий с реальным образом, т. е. условия, создающие напряжение в семейной жизни и кореня­щиеся в возможном недовольстве собой и партнером, а также основания таких личностных реакций, связанные с образами отца и матери.

 

совместимость супружеской пары – предыдущая | следующая – семантический дифференциал

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание