Методы исследования процессов социальной перцепции в семье. Теоретической основой изучения восприятия людьми друг друга являются исследования А. А. Бодалева (1970). Автор подчеркивает, что совместная деятельность способствует проявлению у партнера определенных качеств, познание которых и происходит в процессе самого взаимодействия. Прямой контакт, общение со «значимыми другими» имеет специфические особенности по сравнению с иными формами общения. Знания, получаемые человеком о других людях при прямом контакте с ними, имея, как правило, сильнейшую эмоциональную окраску, облегчают выработку одних психологических обобщений и критериев оценки людей и затрудняют формирование других. Это положение, характерное для процессов социальной перцепции здоровых людей, приобретает особое значение при исследовании семейных отношений в клинике. Как подчеркивает Г. М. Андреева (1977), при изучении процессов социальной перцепции (речь идет о перцепции в широком смысле слова — восприятии, представлении, понимании) должны рассматриваться следующие уровни: 1) восприятие членами группы (в данном случае семейной) друг друга (качество эмпатии, взаимное понимание и т. д.); 2) восприятие каждым из членов группы семьи в целом; 3) восприятие группой каждого из ее членов. В современных отечественных исследованиях семьи в клинике процесс социальной перцепции чаще всего изучается на уровне восприятия членами семьи друг друга. Для этого используются личностные методики, модифицированные для процедуры взаимооценок. Наибольшее распространение получили у нас: опросник Т. Лири, ПДО-2 А. Е. Личко (модифицированный Э. Г. Эйдемиллером), методика семантического дифференциала (в различных модификациях), «методика понимания» Л. II. Горбуновой.
Э. Г. Эйдемиллер предложил оценивать с помощью патохарактерологического диагностического опросника (1976) представления подростков о своих родителях и родителей о подростках, и с этой целыо разработан вариант опросника ПДО-2. В дополнение к ПДО-2 автор использовал методику аутоиден- тификации и идентификации по словесным характерологическим портретам (СПХ). Для этого на основании классических клинических представлений им был сделан набор словесных описаний 13 характерологических типов. Этот метод основывается непосредственно на оценке испытуемым своего характера, т. е. на сравнении субъективного образа с предлагаемыми стандартами. В случае идентификации с помощью методики родственники оценивают друг друга, используя словесные характерологические портреты. Оба метода позволили определить различия во взаимовосприятии родителей и подростков с различными типами акцентуаций. Аналогичным образом используется методика, модифицированная на основе MMPI Л. И. Горбуновой (1981), названная ею «методикой понимания». В методику вошли 200 утверждений из 550 выбранных на основании статистической процедуры, отделивших 100 утверждений, имевших наивысший процент совпадения ответов родителей и больных, и 100 утверждений, имевших наименьший процент совпадения ответов. Эта методика позволяет дифференцировать представления родителей о своих больных детях. С ее помощью было выявлено, что достаточно полное знание родителями своих детей, больных шизофренией, ограничивается лишь их соматическим состоянием. Хуже распознаются проявления, связанные с психическими нарушениями. В наименьшей степени родители имеют представление о внутреннем мире больного, его интересах, ценностных ориентациях, мировоззрении, морально-этических установках и переживаниях, связанных с отношением к противоположному полу.
Одним из зарубежных методов, направленных на изучение взаимовосприятия в семье, является опросник, предложенный Т. F. Leary (1957). В несколько модифицированном виде он используется советскими авторами (Ю. А. Решетняк, Г. С. Ва- сйльченко). Опросник включает список из 128 характеристик личности (типа «умеет настоять на своем», «благодарный», «бескорыстный», «любит ответственность» и т. д.). Эти характеристики испытуемый оценивает в различных вариантах. В предлагаемой модификации все вопросы анкеты группируются в восемь октант, определяющих различные личностные черты. Первая октанта содержит качества, располагающиеся по оси: тенденция к доминированию (лидерству)—властность — деспотичность; во второй — уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность-; в третьей требовательность — непримиримость— жестокость и т. д.; в четвертой — скептицизм — упрямство— негативизм; в пятой— уступчивость — кротость—пассивная подчиняемость; в шестой — доверчивость — послушность — зависимость; в седьмой — добросердечие — несамостоятельность, чрезмерный конформизм; в восьмой — отзывчивость — бескорыстие — жертвенность.
Важным преимуществом, которое дает использование опросника Т. Лири в семейных исследованиях, является мпогоаспектность перцептивных представлений. Самооценка и оценка партнера здесь дополнены рядом важных характеристик, таких как оценка идеала (жены или мужа), оценка образов отца и матери. Особо можно отметит!) выделение оценки «Я в мнении жены (мужа)», которая дает возможность определить степень точности представлений члена семьи в том, как его воспринимают близкие, что непосредственно определяет взаимодействие в семье. Кроме того (и это представляется существенным), опросник содержит в себе предлагаемую автором модель формирования нарушенных отношений в семье. Другими словами, методика выявляет: самооценку и степень неудовлетворенности собой, ожидания в отношении личности жены (мужа) и степень расхождения этих ожиданий с реальным образом, т. е. условия, создающие напряжение в семейной жизни и коренящиеся в возможном недовольстве собой и партнером, а также основания таких личностных реакций, связанные с образами отца и матери.
совместимость супружеской пары – предыдущая | следующая – семантический дифференциал
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание