Во «Введении» уже говорилось о том большом значении, которое в паше время приобретает медицинская психология. Отмечалось и то, что определение сферы ее деятельности, методы работы и многое другое порождает споры специалистов. Вызывает дискуссии и характер профессиональной подготовки медицинских психологов. С одной стороны, они, конечно, психологи, а с другой — в определенной мере и медики. Возникает сложнейший вопрос: где, как и кому их готовить?
Медицинскую психологию преподают сейчас в медицинских вузах на 2-м курсе на кафедрах психиатрии. Лекции проводят специалисты-психиатры (больше некому, специальных кафедр медицинской психологии в медвузах пока пет). Лекционный курс составляет около 20 ч. Практические (семинарские) занятия не ведутся. Экзамена по медицинской психологии по существу тоже нет (в экзаменационные билеты по психиатрии иногда включаются отдельные вопросы медицинской психологии). Даже к психиатрии, обучение которой проводится обычно в психиатрических больницах традиционного типа, отношение у будущих врачей складывается как к дисциплине не столь важной, как терапия или хирургия, тем более, что число учебных часов на психиатрию тоже явно занижено-—всего 16 ч лекционных и 60 ч практических занятий. Что уж тут говорить о медицинской психологии с ее весьма короткой и элементарной программой, которая дает очень скудное представление о ней будущим врачам. Да и преждевременное преподавание психологии на 2-м курсе студентам, незнакомым еще с клиникой различных заболеваний, также, видимо, требует пересмотра (ранее медпсихология преподавалась на 3-м курсе).
Писатель и врач П. Бейлин как-то на страницах «Литературной газеты» (1977, № 50 от 14.12, с. 12), подметил, что для изучения человеческого организма в медицинском вузе отводится около 8000 тыс. часов, а для изучения человеческой психологии— всего 18. Кстати, не всегда квалифицированные в области психологии преподаватели-психиатры нередко превращают курс медицинской психологии, по существу, в пропедевтику психиатрии. Естественно, у студента, изучавшего ряд лет шесть химий, три анатомии и две физиологии и основательные курсы терапии, хирургии и других клинических дисциплин вырабатывается a priori взгляд на психиатрию, и особенно на медицинскую психологию, как на дисциплины, малозначимые
для врачебной практики (исключение составляют в какой-то мере только студенты, склонные специализироваться в области психиатрии). Можно возразить, сказав, что медицинский вуз и не ставит своей задачей подготовку профессиональных психологов. Его задача—дать врачу-лечебнику только элементарные понятия в области медицинской психологии. Но за столь малое количество часов невозможно и это обеспечить достаточным образом. Кроме того, весьма важно делать «привязку» медицинской психологин к каждой клинической специальности: терапии, хирургии, педиатрии, акушерству и гинекологии, невропатологии, оториноларингологии и др. Лишь в некоторых медицинских институтах элементы медицинской психологии пытались включить, несмотря на незначительное количество отведенных часов в клинические специальности, по с очень скромным результатом [Стукалова Л. А., 1974] из-за явной нехватки времени.
Таким образом, получается, что медицинская психология преподается в медвузах, так сказать, для общей ориентации, а специалистов-психологов в этой области готовят у нас только университеты (главным образом Московский и Ленинградский). Несколько лет тому назад было официально запрещено врачам, не имеющим университетского образования, занимать должность психолога. Это, по нашему мнению, непродуманное решение. Потребность в медицинских психологах растет, университеты же выпускают незначительное число таких специалистов. Да их и не всегда охотно берут в практические медицинские учреждения из-за слабой подготовленности к работе в этих учреждениях. Обычно психологи широкого профиля (т. е. занимающиеся не только психодиагностикой, но и психокоррекцией) готовятся лишь на базе Института им. В. М. Бехтерева (на рабочем месте, путем участия в ежегодных месячных семинарах), что явно недостаточно для дела, тем более в масштабе всей страны. Врачи, желающие работать в качестве медицинских психологов, обычно устраиваются (в, нарушение официальных требований штатно-финансовой дисциплины) на должность ординаторов, старших лаборантов, а иногда и психологов (последнее имеет место только в психиатрических стационарах). Кстати, штатными расписаниями предусмотрены должности медицинских психологов только в психиатрических больницах, в отделениях (кабинетах) восстановительного лечения при общих поликлиниках, а также в семейных консультациях, причем следует отметить, что число отделений восстановительного лечения и семейных консультаций крайне невелико.
Если в психиатрических стационарах имеется известная польза от применения традиционных патопсихологических методик и психокоррекцнопная работа нередко, к сожалению, игнорируется, то в отделениях восстановительного лечения патопсихологические методики исследования могут играть более чем скромную роль. Диагностика здесь должна быть направлена в сторону функционального диагноза (с использованием личностных методик), и, главное, психолог должен владеть различными приемами психокоррекционной работы.
интепретация – предыдущая | следующая – программа подготовки психологов
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание