canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Программа подготовки психологов в ВУЗах. Будущим медицинским психологам потребуется освоить множество дисциплин в соответствии с программой подготовки психологов.

Глава 13. Подготовка медицинских психологов и пути организации медико-психологической работы в учреждениях здравоохранения (продолжение)

Между тем программа подготовки психологов в университе­тах до сих пор оставляет желать лучшего. Она, правда, пред­усматривает основательную подготовку будущих медицинских психологов практически по всем разделам современной психо­логии и некоторым смежным наукам. Однако усвоение собст­венно медицинских знаний (основы пропедевтики внутренних болезней, общая и частная психопатология, психосоматическая медицина и др.) носит весьма поверхностный характер. Что же касается методов психокоррекционной работы, то в программе факультета психологии Ленинградского университета пред­усмотрено небольшое количество часов для ознакомления с ними. Но, во-первых, освоить методы психологической кор­рекции можно лишь путем практической длительной работы совместно с врачом-психотерапевтом, хорошо владеющим ими (а не только гипнозом и аутотренингом, к которым почему-то сводится у многих врачей представление о психотерапии); во- вторых, нужны соответствующие руководства по методам пси­хологической коррекции, а их нет; в-третьих, и это, может быть, самое главное, психологам внушается идея, что «психоте­рапия» не их дело, да и полуофициально существует своего рода запрет на их деятельность в этой области. Наконец, не­маловажную роль играет то обстоятельство, что в лечебно- профилактических стационарах соматического профиля соот­ветствующих должностей (для психологов, особенно намерева- ющих заниматься психокоррекционной работой) практически не предусмотрено. В результате психологи или поступают на ра­боту в психиатрические больницы, где предпочитают, в силу своей односторонней подготовленности, заниматься в основном диагностической работой (причем выпускники Московского уни­верситета называют себя «патопсихологами» и пользуются в своей деятельности в большей мере традиционными патопси­хологическими методиками, недооценивая личностные опрос­ники и проективные методы), или идут работать в любое меди­цинское учреждение (включая санатории), где их нередко используют как своего рода «затейников» при проведении куль­турных программ (иногда эту деятельность именуют расплывча­тым термином «культтерапия»), или, наконец, психологи пред­почитают устраиваться на работу в научно-исследовательские институты, лаборатории и другие учреждения различных мини­стерств и ведомств. Все же надо отметить, что число научных подразделений, где работают медицинские психологи в сфере министерств здравоохранения (СССР и союзных республик), а также Академии медицинских наук СССР и Министерств социального обеспечения, с каждым годом увеличивается, что весьма отрадно.

Важен вопрос о психологических качествах самого психо­лога. Психолог вообще и особенно работающий в медицине должен обладать набором определенных личностных свойств. Всемирная организация здравоохранения (комитет экспертов ВОЗ) полагает, что даже медицинская сестра современной психиатрической больницы должна иметь пе только: 1) основ­ные навыки сестринского обслуживания (включающие уход за больным и создание для него необходимых удобств); 2) тех­нические приемы сестринского обслуживания (умение выпол­нят!, соответствующие лечебные процедуры), к которым отно­сятся п способы осуществления надзора за больными, и приемы предупреждения их опасных действий, но также 3) умение устанавливать контакт и развивать ннтерперсональные отно­шения с больными, включающие определенные аспекты психо­терапевтической работы; 4) наблюдательность, тесно связанную с профессиональной грамотностью и необходимую не только для предупреждения чрезвычайных происшествий, но еще бо­лее важную для диагностики (в помощь врачу), для психоло­гической оценки пациента в целях установления индивидуаль­ного подхода к больному, одинаково нужного для вовлечения его в жизнь коллектива пациентов и для привлечения к полез­ной занятости и труду; 5) организационные навыки; 6) навыки проведения трудовой терапии и особенно ее форм, определяе­мых как лечение занятостью; 7) умение формировать общение как в группах больных, так и среди их внебольничного окру­жения в семье и на работе[1]. Таковы требования к медсестре современной психиатрической больницы. Сходные требования надо предъявлять к медсестрам соматических учреждений.

Определенным набором психологических качеств ( в том или ином объеме) должен обладать каждый медик, имеющий общение с больным человеком (врач, психолог, медицинская сестра), особенно лица, занимающиеся психосоциальными мето­дами лечебного воздействия (психо-трудо-социотерапией). Бу­дем надеяться, что придет время, когда перед приемом в ме­дицинские институты, а также на отделения медицинской пси­хологии в университетах будут принимать лиц, не только и не столько сдавших с положительными оценками вступительные экзамены, но в первую очередь обнаруживших при собеседо­вании и специальном психологическом исследовании выражен­ную способность к эмоциональному сопереживанию, резониро­ванию (к так называемой эмпатии)[2].

 

_______________________ 


[1] Европейская техническая конференция о роли медсестры в психиатри­ческой практике (Копенгаген, 1961). Тетради общественного здравоохране­ния № 22. Женева; ВОЗ, 1964, с. 38—57.

[2] Проблеме эмпатии посвящена большая литература ГБодалев А, А.,-Каш­танова Т. Р., 1975; Гаврилова Т. П., 1975; Симонов П. В., 1979].

 

медицинские учреждения – предыдущая | следующая – форма работы медицинского психолога

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика